Статья
Салмин, А. К. Вклад академика Г. Ф. Миллера в изучение чувашей / А. К. Салмин // Миллеровские чтения - 2018: преемственность и традиции в сохранении и изучении документального академического наследия : материалы II Международной научной конференции, 24-26 мая 2018 г., Санкт-Петербург / Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук ; составитель и ответственный редактор И. В. Тункина. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 89-95. - Текст : электронный.
Ссылки:
Распространенный среди чувашей такой религиозно-обрядовый объект, как киреметище, часто подразумевает березу. Так, в начале XX в. у с. Шумшеваши Ядринского уезда существовали киреметища под названием Сар хорӑн «Желтая береза» и Шор хорӑн «Белая береза». Киремет под названием Сар хурӑн «Желтая береза» был в Козьмодемьянском уезде. Частенько за божеством Киремет подразумевали одинокую березу. Это явление типично для Буинского, Тетюшского и Курмышского уездов Симбирской губернии. По данным 1837 г., в 100 саженях от д. Старое Ахпердино Буинского уезда имелся Киремет в виде нескольких берез. В д. Емелькино Бугульминского усзда Самарской губернии имелись две березовые киреметные рощи, одна называлась Киремет, другая – «Березняк», т.е. Киремет и береза в данном случае совершенно идентичны. Если у вновь образованного населения отсутствовало киреметное место, то жители по совету знахарей загораживали березняк, который начинали называть Киреметем. У таких берез совершали моления в виде закалывания животных, подбрасывания монет, зажигания костров, подвешивания шкур. В списке киреметям, находящимся на 1837 г. в селениях Буинского и Симбирского уездов, из учтенных 65 киреметей 36 представляли собой березы. [C. 90]#

Анализируя свои наблюдения в отношении чувашских деревень, Миллср заметил, что деревни чувашей больше, чем черемисские. Что касается интерьера, то у чувашей в домах скамейки (= лавки), как и у татар, широкие. Они используют их и вместо кроватей. Окна у них паюсные (т.е. из бычьего пузыря) или из тонкой бересты. Поэтому зимой в домах бывает тепло. Известно, что из Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллер привез рисунки черемисского, чувашского, вотяцкого и татарского платьев. Об этом имеется запись от 1744 г. [C. 91]#

Крепкое желание найти невесту из чужой деревни играло решающую роль. «Очень грешно жениться на той девке, которую каждый день видишь!» – констатировали старики. Если пришла пора женить сына, а он еще не успел познакомиться, то родители специально запрягали лошадь и ездили из деревни в деревню, буквально расспрашивая и подыскивая нужную девушку. Участники экспедиций XVIII в. также предупреждали о невозможности «брать за себя двух сестер», но о допустимости «жениться на двух, или на трех сестрах поодиночке». Конечно, женитьба на сестре и на сестриных детях у чувашей исключается. Женитьба на соседке допускается как исключение, если она не единокровница. Обычай брачного обыска, т.е. установление неродства по метрике, существовал и в православии. [C. 92]