Статья
Салмин, А. К. Г. Ф. Миллер о чувашах / А. К. Салмин // Радловский сборник : Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2015 г. / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург, 2016. - С. 129-137. - Текст : непосредственный.
История изучения чувашей свидетельствует, что эпоха с начала XVIII в. до начала XX в. является «золотой» в аспекте накопления базы данных. Рукописи и литература XVIII в. о чувашах составляют, конечно, наиболее ценный свод источников. Этот период связан с именами великолепных путешественников, собирателей и исследователей Д.Г. Мессершмидта, Ф.И. Страленберга, И.Г. Гмелина, В.Н. Татищева, Т. Кенигсфельда, Г.Ф. Миллера, П.И. Рычкова, А.Л. Шлёцера, И.И. Лепёхина, Н.П. Рычкова, И.П. Фалька, И.Г. Георги, П.С. Палласа, Д. Беля, Х.А. Чеботарёва, К.С. Мильковича, Т.Г. Масленицкого, епископа Дамаскина-Руднева, М.Д. Чулкова и др. [С. 129-130]#

По визуальным наблюдениям среди верховых чувашей во второй половине XVIII в. у чувашей волосы на голове и бороды желтые или рыжие, рост средний [Миллер 1791: 11]. Исследователи отмечают чрезвычайную пестроту антропологических типов среди чувашей. Например, в первой половине XIX в. А.А. Фукс заметила, что среди чувашей из 20 человек невозможно найти двух лиц, одинаковых между собой [Фукс 1840: 95]. Данные по чувашам на конец XIX в. по Уфимской епархии обнаружили следующие отличительные показатели: цвет кожи желтоватый, волосы преимущественно русые, скулы выдающиеся, лоб низкий, глаза узкие, борода редкая, рост средний, телосложение слабое [Златоверховников 1899: 34]. По данным на 1911 г., чуваши характеризуются смешанным типом по цвету волос и глаз, но с резким преобладанием темного типа над светлым. По головному указателю больше брахицефалов (42 %), но значителен и процент долихоцефалов (32 %) и мезоцефалов (26 %) [Ивановский 1911: 387].#

Образование Золотой Орды, а затем и Казанского ханства возродило в регионе города. Вместе с городами возродилось и магометанство. Оно объединило в единый народ татар (бывших булгар), жителей городов Волжской Булгарии. Как считают исследователи, в период Казанского ханства булгары-мусульмане полностью окипчакились, этнонимы булгар и бусурман начинают заменяться термином татары (чуваш. тутар). Жившие на территории Казанского ханства в XV-XVI вв. с татарами-мусульманами марийцы, удмурты и чуваши подвергались влиянию ислама. [С. 130-131]