Книга
Лепехин, Иван Иванович (1740-1802 ). Дневныя Записки путешествия доктора и академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российскаго государства, 1768 и 1769 году. : [часть 1-4]. [Часть 1] : [1768 и 1769 году], 1771 году. - [7], 537 с., 16 л. ил с. - Текст : электронный.
Ссылки:
Жители по сей реке разного происхождения. К устью её есть русские поселения, а от Мелекеса даже до вершин все пространство, выключая Черемшанскую крепость, занимают новокрещенные Мордва, Чуваши, Казылбаши, то есть, вышедшие из Киргизскаго плену Азиатцы, как то Персы, Хивинцы и Бухарцы, и прочие принявшие православие, и еще по своему закону живущие Татары. Хотя все сии жители весьма между собою соседственны и в беспрерывном сообщении; однако, кроме языка можно удобно их между собою различить. Татары всех между ними проницательнее и больше обрядны. Близко к ним подходят Мордва, а последнее место остается для Чувашей. Деревни их и села в том только разнятся от Русских, что они построены не улицами, как у Русских, но кучею. Каждая деревня имеет свою особливую ограду, которая околицею называется, и состоит из жердей. Она служит на такой конец, чтобы скотина без пастуха не могла выйти из деревни и попортить их пашни, которые близ самых деревень находятся. Каждый житель имеет особливый дом, который, смотря по достатку крестьянина, или тыном, или забором огорожен. Среди самого двора ставят жилые их избы, которые никакой пристройки не имеют, как то сеней или чуланов, но двери прямо отворяются на двор. Зажиточные между ими имеют при каждой зимней избе и летнюю, которая против зимней ставится и соединяется с нею переходом, что по большой части у Татар видеть можно… Обрусевшая Мордва много сходственного имеют с Русскими крестьянами: но не так обрядно, как Татары; а Чувашей ни с кем лучше сравнить не можно, как с Маймистами. Избы у Чувашей и Мордвы черные, а у Татар белые, при том печи их с особливою уютностью делаются. Кроме обыкновенного шестка по обеим сторонам оного приделывают они очажки наподобие Химических печек, которые от куба свое наименование имеют. В трубе делается уступ на пол аршина, куда они ставят поленья для лучины. У Мордвы и Чуваш окна бывают волоковые с задвижками: напротив того у Татар красные, и за недостатком в тамошних местах стекол, оконницы делаются из требушины коров; а на местах ближайших к Волге из сомовой или белужьей кожи. [С. 137-139]#

В рассуждении пищи можно сказать, что все живущие по Черемшану много сходствуют с Русскими. Они варят щи, кашу, пироги и прочее. Чуваши на питье употребляют воду, а богатые пиво. Мордва имеет квас, а Татары пьют кислое молоко, Айран называемое. Они все упражняются в хлебопашестве, но с тем только различием, что Мордва больше сеют других. Близко к ним подходят Чуваши, за Чувашами следуют Татары, а Казылбаши почти совсем ничего не сеют, но живут скотоводством, и нанимаются в пастухи. Женский пол, как у Мордвы, так и у Чувашей, весьма рабочий, и не только способствуют своим мужьям, но и сами пашут, косят сено и возят, и почти всякую работу, какую и их мужья, отправляют. [С. 141]#

Чуваши так же имеют различие в языке, а от чего сия разность, совсем не знают, и кроме того жилища, откуда их отцы переселились, ничего не помнят. Чебоксарские Чуваши не разумеют Пензенскую, и обратно. Женский их убор много схож с Мордовским, но самая большая разность состоит в головном уборе. Девицы, замужние и старухи заплетают косы, которых толщину увеличивают прививанием черных шерстяных шнурков, и на конце пришивают косник, то есть кисть, смотря по достатку, или бисерную, или шелковую. На голове носят колпак бестульный, унизанный старинными серебряными копейками, от затылку которого опускается лопасть шириною с небольшим в четверть, а длиною до самых подколенок. Лопасть унизывается разноцветным бисером, ужовкамя и гремушками; и весь сей убор называется Кашпу. Остальное от Кашпу на голове место обвязывают белым полотенцем, на котором вышиты узоры шерстью, и называется Тастар. Сие их убранство кажется им не сродное, но они переняли у Татарок. Девицы носят на голове колпак бисерной, только без лопастей, и тем от замужних разнятся. Впрочем, как девки, так и замужние ходят в портах без ширинки. [С. 159]