Книга
Рекеев, Алексей Васильевич. Из чувашских преданий и верований [Текст : электронный ресурс]. 3 : Чувашская мифология, 1896. - 8 с. - Текст : электронный.
Ссылки:


Аннотация: О пантеоне чувашских языческих богов.
Чуваши веруют, что есть единый Бог. Он есть высочайшее, благое, всеведущее духовное существо, от которого всё зависит. Местопребывание его на небе. Странно по чувашским верованиям только то, что у этого Бога имеются отец и мать. Впрочем, не все чуваши знают этих мать и отца Бога. Надо полагать, что они придуманы впоследствии чувашскими знахарями. Чуваши говорят, что Бог часто сходит на землю и путешествует по различным местам в образе старца в белом одеянии, с белой, длинной, как лунь, бородой и с палкой в руке. Особенно часто навещает Он поля, засеянные хлебом; проходит Он всегда по межам и не оставит летом ни одной межи не пройденной. Зная это, ни один степенный я богобоязненный чувашенин во время полевых работ не решится помочиться или испражняться на меже, ибо она есть тропа Господня. Об этом знают даже все дети. Кроме единого Бога, нет еще у чувашей никакого всесильного существа. Есть лишь Им же сотворенные духи или служители Его вроде ангелов и святых; из них иных, как я говорил раньше, чуваши тоже именуют словом Турӑ, но ни один из них не может заменить единого Бога. Все эти духи зависимы от Бога, который имеет вид ними полную власть и каждому из них предопределил особое место, т.е. приставил к какому-нибудь делу, где они и должны служить, но не самовластно, а по воле Божией. За эту-то службу человек и должен их всех почитать, иначе они обидятся. Хотя эти духи зависимы от Бога, но все-таки они на своем месте могут и повредить человеку за непочтение. [C. 1]#

…некоторые чуваши в разных местах поминают еще каких-то не общеизвестных духов, каковы: Турӑ ашшĕ – отец Бога, Турӑ амӑшĕ – мать Бога, аслати тухнӑ çĕрти аслӑ ырӑсем – старший ырӑсем (дух), находящийся при исхождении грома, аслати тухнӑ çĕрти кеçĕн ырӑсем – такой же младший дух. Потом, дальше идут уже выдумки и мудрования знахарей: хĕвел – солнышко, хĕвел ашшĕ – отец солнышка, хĕвел амӑш – мать солнышка; çĕр ашшĕ – отец земли, çĕр амӑш – мать земли, перекет и проч. Но все эти названия или существа, вероятно, выдуманы досужими чувашскими знахарями и знахарками, потому что этих названий многие чуваши не знают, даже и не слыхали об них. [C. 6-7