Книга
Рекеев, Алексей Васильевич. Из чувашских преданий и верований [Текст : электронный ресурс]. 4 : Жертвоприношения и моления чуваш, 1897. - 15 с. - Текст : электронный.
Ссылки:


Аннотация: О происхождении жертвоприношений и молений у чуваш, порядке чувашских молений, о знахарях, гадальщиках, колдунах.
Чуваши говорят, что сначала у людей не было никаких молений и жертвоприношений. Потом люди стали инстинктивно догадываться, что следует кому-то молиться, но не знали, кому и как. Однажды в одну избу ночью собрались девушки. Зашел разговор о молитве, где и как следует молиться? Одна из девушек сидела на чурбаке. Встала со своего места и говорит: «Вот подо мной чурбак, давайте ему кланяться. Наша молитва услышана будет, кем следует». Девушки согласились на предложение и стали кланяться чурбаку. После этого к тому чурбаку нельзя, будто бы, стало зря подходить и шуметь около него. Тогда и все люди стали кланяться около того же чурбака. После этого чуваши стали уже кланяться и у других деревьев. [C. 1]#

…чуваши в продолжение года поклоняются непременно всем своим духам и ни одного из них не забудут. Моления их и жертвоприношения совершаются не зря, а со строгим при этом порядком. Начинается моление с единого Бога. Затем молятся Отцу и Матери Его. Далее идет поклонение разным духам по чину и достоинству их. При этом точно соблюдается и то, чего и сколько нужно известному духу принести в жертву; Самому единому Богу приносятся жертвы большие по количеству и лучшие по качеству, а остальным духам все меньше и меньше. Самому же младшему духу, бедному йĕрĕху, достается уже только кисель, да одна лепешка, а каши с маслом ему уже не полагается. Вместо денег, надувают его оловянными или свинцовыми жетонами, повешенными на красной виточке, как глупенькому; по понятиям чуваш, он и этим бывает очень доволен. Все порядки различных молений наблюдаются йумзями, знахарями и знахарками, которые имеют большое влияние на религиозную жизнь чуваш. Они-то главным образом и поддерживают язычество, учат чуваш: кому, как и какую следует принести жертву. [C. 3]