Книга
Ташкин, С. Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири : по материалам Екатерининской законодательной комиссии / С. Ф. Ташкин, 1922. - Текст : электронный.
Ссылки:
Исследователь христианства у чуваш Поволжья в XVI - XVIII вв. Никольский подчеркивает, что проповедническая деятельность таких миссионеров сводилась к формализму. В качестве примера он указывает на то, как один из Нижегородских проповедников собирался учить чуваш не носить чувашской одежды, а заменить её русской. Ненормальность постановки миссионерского дела можно объяснить еще и тем, что подбор духовенства среди новокрещенных был в высшей степени плох. Духовенство это заботилось больше всего о собственных материальных выгодах. На сколько близко стояло оно к чувашам, например, видно из того, что многие священники совсем не знали чувашского языка и таким пастырям архиепископ Казанский Гавриил разрешил в 1760 году прибегать на исповеди к мимике. [С. 9]#

Были случаи взимания оброка за несуществующие предприятия. В наказе ясащных новокрещенных из чуваш Свияжского уезда читаем, что во многих местах уезда жители их народа, по окладным Свияжского канцелярского сборам книгам, уплачивают оброк с хмелевых угодий, бортовых гонов, ухожьев и пр., которых у них нет совсем. [С. 82]#

В наказе новокрещенных чуваш и мордвы Пензенской, Саранской и Петровской провинций находим жалобу на неравномерное распределение земли между односельчанами. Просители заявляют, что «жалованы были им пашенные земли и всякие угодья по равному числу на человека четверти». Но теперь у них – у одних по 8 человек детей, другие же одиноки, а землей владеют н многосемейные и бездетные на одинаковых основаниях и «всяки подати платят по равному числу». [С. 93]