Книга
Казанская история / сочинение Николая Баженова. Часть 3 : Казанская губерния, 1847. - 156 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Топографическое и этнографическое обозрение Казанской Губернии
Топографическое обозрение Казани. Её окрестности. Пороховой завод и Тебеньков
Пожар. Статистическое обозрение Казани: здание, народонаселение, промышленность, торговля и проч.
Архиепископ Владимир и духовенство. Духовные торжества, духовная академия. Семинария и училища. Обращение в православие
Военные: ведомства и команды. Арсенал. Батальёны военных кантонистов
Гражданское и прочее ведомство. Заведение приказа общественного призрения. Землемерческое училище. Детские приюты. Баратынские
Учебные заведения университет и труды ученых, гимназии и Родионовский институт, Мусин-Пушкин. Литература: изящная словестность и поэзия. Музыка и живопись
Характер жителей: дворянство, купечество и прочее. Иностранцы: татары. Народные увеселения. Сценическое искусство
Пребывание в Казани герцога Максимилияна Лейхтенбергского
Чебоксары при реке Волге; на большой московской дороге, в 136 верстах от Казани. В городе мужской монастырь, 2 собора и 8 приходских церквей, несколько каменных домов и до 3700 жителей. Этот город имеет порядочную торговлю. [С. 2]#

В северной части Казанской Губернии, преимущественно обитают Черемисы, населяющие округи: Царевококшайский, Козьмодемьянский, Казанский и, отчасти, Чебоксарский. Русские деревни раскинуты по Волге; но в окрестностях Казани и по Каме, они перемешиваются с деревнями татарскими. Вотяки поселены в северо-восточной части Казанской Губернии и встречаются в Мамадышском Уезде, между Черемисами, Татарами и Русскими. Южный край Казанской Губернии, как более плодоносный, гораздо многолюднее северного. Русские и Татары обитают по рекам: Волге, Суре и Свияге, а Чуваши, углублены, с отдалением от берегов, во внутреннею часть южного края. [С. 10-11]#

Преподаваемые в Казанской семинарии предметы и языки, как и во всех других, но исключительное обстоятельство – изучение языков: татарского, чувашского и черемисского, столько необходимых для близкого сношения с мухамеданами и язычниками, обитающими в краю Казанском. Обучения языкам чувашскому н черемисскому, введено даже и в духовных уездных училищах, находящихся в Свияжске, Чебоксарах и Чистополе. [С. 76]