Книга
Максимов, А. Н. Какие народы живут в России / А. Н. Максимов, 1919. - 128 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Чуваши. - С. 79
В Казанской губернии инородцы (татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва) преобладают над великороссами; чисто великорусских уездов здесь совсем нет; в уездах Казанском, Лаишевском, Свияжском, Спасском, великороссы все же составляют абсолютное большинство населения, а во всех остальных уступают по численности инородцам; особенно сильно преобладание инородцев в Ядринском уезде, где великороссы не составляют и 10% всего населения. В Симбирской губернии население смешанное, но все же во всех уездах, кроме Буинского, великороссы составляют абсолютное большинство населения; в Буинском же уезде они сильно уступают по численности инородцам (чуваши, татары, мордва). [С. 15-16]#

Из других народов тюркской ветви, живущих в пределах Европейской России, наиболее многочисленными являются чуваши и башкиры. Надо, впрочем, иметь в виду, что ученые до сих пор не согласны между собою относительно происхождения чуваш и башкиров. Одни считают их настоящими тюрками, другие – и таких, пожалуй, большинство – приписывают им финское происхождение, но согласны в том, что впоследствии эти финские народы подверглись очень сильному тюркскому влиянию. Как бы то ни было, языки, которыми говорят чуваши и башкиры, несомненно, тюркские, а так как заимствование языка невозможно без одновременного заимствования и других культурных благ, то в культурном отношении чуваш и башкиров, во всяком случае, удобнее считать тюркскими народами. Чуваши в противоположность многим другим народам живут сосредоточенно и в пяти уездах составляют преобладающую по численности народность. В Ядринском уезде. Казанской губернии они составляют 90,9% всего населения, в Цивильском уезде той же губернии – 79,9 %, в Чебоксарском – 66,6 %, в Козьмодемьянском – 47,3 %, в Буинском уезде Симбирской губернии – 44,3 %, и в этих пяти расположенных рядом друг с другом уездах сосредоточено более половины всего числа чуваш. А если принять во внимание еще соседских и тоже, довольно, многочисленных чуваш Тетюшского уезда Казанской губернии и Курмышского уезда Симбирской губернии, то получится, что две трети всего чувашского племени живут в одной сплошной области, где они и составляют большинство населения. Кроме того, в Казанской губернии многочисленные селения чуваш имеются в Чистопольском и Спасском уездах, а в небольшом числе и в Свияжском; в Симбирской губернии чувашские селения есть еще в уездах Симбирском, Корсунском, Сенгилейском и Сызранском, а отсюда немногие чувашские селения заходят и в северные уезды Саратовскоий губернии – Хвалынский, Кузнецкий, Петровский и Вольский. За Волгой много чуваш в Самарской губернии, где чувашские селения есть во всех уездах, кроме Николаевского и Новоузенского, больше же всего в Бугульминском и Бугурсланском; далее чуваши живут в Белебеевском, Стерлитамакском и в меньшем числе в Мензелинском уездах Уфимской губернии и, наконец, некоторое число их имеется в Орском уезде Оренбургской губернии. В общей сложности чуваш насчитывалось в 1897 г. 844 тысячи. Главное, почти исключительное, занятие чуваш – земледелие. В это занятие они вкладывают всю свою душу, и их любовь к земле, пожалуй, даже еще больше, чем у русского крестьянина. Всякого рода ремесла и мелкие домашние промыслы плохо удаются им, и еще меньше успеха они имеют в торговле. Несмотря на свое очень большое трудолюбие живут они очень бедно: избы грязные, зачастую и теперь курные, домашняя обстановка – убогая. В связи с этим у них сильно распространены всякого рода болезни, а процент слепых среди них выше, чем у какого-либо другого народа Поволжья. По вероисповеданию большинство чуваш – православные, но большое число их и до сих пор остается язычниками. За последние десятилетия отмечались нередкие случаи перехода их в мусульмане, причем переходят в мусульманство не только чуваши-язычники, но и чуваши-христиане. Переход в мусульманство совершается под влиянием татар и сопровождается обыкновенно усвоением чувашами и других сторон татарского быта: обычаев, костюма, языка и т.д. В Буинском уезде Симбирской губернии известно не менее восьми чувашских деревень, которые отатарились. Вообще влияние татар на чуваш очень сильно, влияние же мусульманства особенно заметно среди восточных чуваш. Грамотность среди чуваш стоит очень низко, и они в этом отношении занимают одно из последних мест среди волжских инородцев. Особых чувашских школ нет, но во многих низших школах была принята система Н.И. Ильминского, т.е. в младших классах преподавание велось на родном языке учащихся, и лишь постепенно переходили к преподаванию на русском языке. Но, несмотря на хорошие результаты, которые давала эта система, она не могла привиться вполне прочно, так как вызывала против себя по временам сильное противодействие со стороны местных духовных и светских властей. Большую роль в деле просвещения чуваш сыграла казанская инородческая учительская семинария, в которой чуваш обучается больше, чем представителей какой-либо другой народности, кроме русских, и симбирская чувашская учительская школа. Литература на чувашском языке очень не велика и состоит преимущественно из небольших книжек, изданных переводческой комиссией православного миссионерского общества при братстве св. Гурия (в Казани); книжки эти, главным образом, духовно-нравственного содержания; есть, впрочем, немного по сельскому хозяйству и гигиене. Были попытки издавать чувашскую газету, но большого успеха не имели. Чувашская интеллигенция немногочисленна и состоит преимущественно из сельских учителей и духовенства (во многих чувашских приходах богослужение совершается полностью или отчасти на чувашском языке); эта интеллигенция отличается большой преданностью своему народу, и из среды чуваш вышло несколько деятелей, составивших себе в науке почтенное имя работами по изучению своего племени. Своей буржуазии у чувашей нет. Первые самостоятельные политические выступления чуваш относятся лишь к революционному времени, на выборах в Учредительное Собрание они выступили с особой чувашской национальной программой и действовали очень дружно. [С. 79-81]