Книга
Материалы для этнографии России. Казанская губерния. XIV-тая / составил полковник А. Ф. Риттих. Часть 1, 1870. - X, II, [II], 109 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Наслоение народностей Казанской губернии
Постепенное расселение русских в Казанской губернии с 1552 года
Как невозможно определить с достоверностью, когда и каким образом уложился тот или другой земной пласт, так одинаково трудно с точностью обозначить последовательную эру всех описанных переселений тем более, что младенчествующие соседственные народы так мало разнятся друг от друга, представляя этим, при описаниях непреодолимые препятствия историку того времени. Но и раньше еще этих историков жил и действовал народ, весьма мало заботясь даже о преданиях, что в настоящее время подтверждают чуваши и черемисы, у которых почти отсутствуют всякого рода исторические предания. Чуваши говорят, например, что у них корова съела книгу и вот удобные басни переполняют все сказания древнейших народов. Такая же легенда ходит между черневыми татарами или Туба-киши, т.е. человек Тубинец. Живут эти черни среди лесов, как некогда чуваши, по верховьям рек Мрозы и Томи, в северо-востоку от командийцев, по указанию того же алтайского проповедника. По всему вероятию эти черни жили прежде южнее, в соседстве чуваш, до переселения последних в Россию. [С. 11]#

По Аделунгу, чуваши принадлежат по языку, к отделу татар, наречия монголо-татарского. Почти одинакового мнения и Альквист, Клапрот и Сбоев. Эта особенность чуваш наводит на то, что они поселились в Казанской губернии гораздо позже финских племен и что их не следует считать за аборигенов страны. [С. 18]#

Болгары же волжские, кочевавшие в этом месте, принимаются за единоплеменных с гуннами. Весьма вероятно, что они были предвестниками гуннов, что даже от них прежняя Рея назвалась Волгою, тем не менее, они составляют по происхождению и типу своему восточно-тюркское племя, к которому присоединились кочевавшие около Волги вогулы и эрзя. Болгары по наклонности ко всему тюрко-татарскому, по устойчивости в таких же нравах, обычаях и религии, совершенно противоположны финнам. Не то можно заметить в чувашах, а в особенности в черемисах, которые в своих нехристианских обрядах, только тогда походят на татар, когда последние оказывают на них свое давление, иначе они немедленно идут вспять, сохраняя свою народность на столько твердо, на сколько она обрисовалась от долголетнего их соседства с финнами и тюрками. Казалось бы, что болгары такой народ, который в доисторические времена жил южнее черемис, по соседству с башкирами, чувашами, удами и хазарами, находясь в родстве с южно-финскими племенами и с тюрками. Перейдя Урал, болгары долго кочевали тут вместе с финскими народами, с уграми, пока не толкнули их гунны к устьям Камы, а другую их часть авары подвинули к югу России. Масуди причисляет болгар к тюркскому племени. [С. 27-28]#

Г. Сбоев в разборе чувашского языка представляет нам целый ряд глаголов до 15 неопределенного наклонения, кончающиеся все на АСЪ, окончание, встречающееся и в монгольском языке, к которому косвенно и относит Г. Сбоев наречие чувашское. Нельзя также не обратить вниманье на особенно большие размеры чувашских черепов, что между ними встречается сплошь и рядом и весьма редко между татарами. Последние только тогда приближаются в размерах черепов к монгольскому, когда их тип указывает, на происхождение от монгол, но последних осталось в казанском царстве мало, так как главную массу вторжения составляли татары и таурмены, смешавшиеся с болгарами, и потому резко отличающиеся по черепу с чувашами. Но о буртасах говорилось, что они были народ сильный, рослый и дородный, и потому, при монгольском их происхождении, черепа их, вероятно, не уступали чувашским, коих диаметры, лобно-затылочный 193 миллиметра, а височный 113 миллиметра. У русских, татар, черемис и у мордвы в особенности размеры эти значительно меньше. У последних 180 и 146 миллиметра, и это одно уже доказывает резкое различие между чувашами и финнами. Г. Сбоев объясняет, что слово буртас или бурнас (а по Ибн-Дасту, Бекри, Шукр-Аллах их звали также бурдас) происходит из древней и правильной чувашской формы бурнас, жить – быть оседлым. Слово же чуваш, он производит из татарского джив, откуда происходит дживаш, чиваш, чуваш, а это означает тоже, что на буртаско-чувашском языке – быть оседлым, мирным. По алтайско-татарски, чуваш значит скромный. Также Сбоев находит названия местностей, сел и рек, где прежде жили буртасы, которых значение объясняется легко на чувашском языке. Так деревня и река Лотрык, от лотра, низкий; деревня и речка Сокур, от сокур, кривой; Хура, от хура, сухая трава и т.д. [С. 65-66]