Книга
Материалы для этнографии России [Текст : электронный ресурс]. 14 : Казанская губерния : ч. 1-2 / сост. полк. А.Ф. Риттих, 1870. - X, II, 109 с.+225 с. с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Чуваши. - С. 41-120
Как невозможно определить с достоверностью, когда и каким образом уложился тот или другой земной пласт, так одинаково трудно с точностью обозначить последовательную эру всех описанных переселений тем более, что младенчествующие соседственные народы так мало разнятся друг от друга, представляя этим, при описаниях непреодолимые препятствия историку, того времени. Но и раньше еще этих историков жил и действовал народ, весьма мало заботясь даже о преданиях, что в настоящее время подтверждают чуваши и черемисы, у которых почти отсутствуют всякого рода исторические предания. Чуваши говорят, например, что у них корова села книгу и вот подобные басни переполняют все сказания древнейших народов. Такая же легенда ходит между черневыми татарами или Туба-киши, т.е. человек Тубинец. Живут эти черни среди лесов, как никогда чуваши, по верховьям рек Мрозы и Томи, к северо-востоку от командийцев, по указанию того же алтайского проповедника. По всему вероятию эти черни жили прежде южные, в соседстве чуваш, до переселения последних в Россию.#

Подобные басни сами по себе, немного объясняют и потому приходится обратиться с вопросами к разным неодушевленным предметам и после долгого их изучения и сравнения выводить те гипотезы, которым мы по их здравому смыслу верим, но на что нет живых свидетелей, нет слова, нет рукописей. [C. 11]#

Ближайшие к тюркским племенам финны, составили переход от одних к другим, что более всего обнаружилось в язык черемис, в котором встречается много тюркских слов. Чуваши, должно полагать жили ближе к монголам или среди них. Язык их, имея особый оттенок, многим отличается от казанско-татарского языка, ближе подходя к алтайско-татарскому, с особым корнем. Одинаково и размер их черепа, отличен от черепов других племен казанской губернии.#

По Аделунгу, чуваши принадлежат по языку, к отделу татар, наречия монголо-татарского. Почти одинакового мнения и Альквист, Клапрот и Сбоев. Эта особенность чуваш, наводит на то, что они поселились в казанской губернии гораздо позже финских племен и что их не следует считать за аборигенов страны. [C. 18]#

Трудно предположить, чтобы готы пробрались по Волге до Костромы, так как такое распространение готов совершенно исказило бы указание на географическое положение этого государства. Еще можно допустить, пребывание готов в калужской и московской губерниях, в соседстве карел и в таком случае готы могли также наткнуться на отдельные населения мари. Нельзя не обратить внимание при этом на единство названий Бога, по-готски и чувашски, Тор и Тора. У черемисов Бога зовут Юма, а у Финн - Юмала. О Чувашах не говорит ни один из древних и новейших историков и народ этот, как бы не существовал в то время одинаково и у арабов IX века. Он вдруг появляется среди русских, покоривших казанское царство. Также чуваши не были покорены Ерманариком, так как они в то время, вероятно, только что появились в России. Должно предполагать, что, на сколько черемисы близки к финнам, на столько чуваши, проживавшие некогда в восточном Туране, граничили с готами, до появления последних в Европе, различаясь от них большим сродством с пограничными им финнами, черемисами. [C. 23]