Книга
Комиссаров, Г. И. О чувашах : исследования, воспоминания, дневники, письма / Г.И. Комиссаров, 2003. - Текст : электронный.

Содержание:
Исследования = Тӗпчевсем
Чуваши Казанского Заволжья. - С. 9-212
Смысл мировой истории. - С. 213-244
Чувашский "Саламальник". - С. 245-248
Собирайте сведения о чувашах и других инородцах. - С. 249-253
Чӑваш фольклорӗпе литература вӗрентӗвӗ. - С. 254-294
Вырӑс тахлӑ вӑхӑтӗнчи чӑваш халаплӑхӗпе çырулӑхӗ. - С. 295-311
Письменность на чувашском языке в XVIII веке. - С. 312-337
История чувашской письменности и литературы. - С. 338-382
Воспоминания = Аса илӳсем

Аннотация: В книгу включены научные труды, извлечения из воспоминаний, дневников и писем талантливого чувашского литератора, философа, одного из основателей истории чувашской словесности Г. И. Комиссарова (1884-1969).
Вопрос о происхождении чуваш представляет гордиев узел, разрубить которой предстоит неведомому еще Александру Македонскому в области этнографии. Если вопрос о первоначальной истории русских и других славян представляет огромное затруднение и вызвал несколько гипотез, то еще больше затруднений представляет загадка о чувашах. У славян хоть остались летописи, хотя научная ценность их под большим сомнением; у чуваш же от прошлого не осталось никаких письменных памятников, по крайней мере, до сих пор не установлено, имеются таковые или нет. Может быть, есть доля истины в анекдоте о том, что у чуваш «была книга, да корова села». Но теперь-то мы стоим в молчаливом недоумении перед вопросом «откуда чуваши?», потому что самое имя их в официальной и частной письменности появляется только с 20-х годов XVI века. Но чуваши ведь жили и раньше, ведь не с неба же они упали, не из земли выросли и не пришли откуда-нибудь именно в 20-х годах XVI века? Первые два предположения нелепы по невозможности предполагаемого, а последнее не подтверждается никакими данными. Значит, чуваши издревле жили при Волге и относятся к числу аборигенов края. Но почему же в таком случае арабские, византийские и персидские писатели нигде не упоминают о чувашах, хотя и писали о населении нынешнего Казанско-Приволжского края и записали имена живших здесь народностей? Из того факта, что эти писатели не говорят и о других теперешних народах Приволжья, а называют совсем другие, не существующие теперь народы (например, буртас), мы должны заключать, что чуваши тогда были известны под другим именем. Какое же это было имя? [C. 9 -10]#

По этому вопросу чувашеведы разногласят, и еще не высказано последнее слово наукой. Известны три гипотезы о происхождении чуваш: госпожа Фукс считает чуваш за древних хазар, Сбоев – за буртас, а позднейшие исследователи Н.И. Ильминский, Радлов, Куник, Н.И. Ашмарин, Н.В. Никольский – за болгар. [C. 10]#

Мы рассмотрели три гипотезы о тождестве чуваш с некоторыми древними народами и увидели, что наиболее обоснованная из них – гипотеза о болгарском происхождении чуваш. Но хазарская и буртасская гипотезы тоже опираются на некоторые неопровержимые факты. Ввиду этого сам собой напрашивается вопрос: как согласить эти гипотезы? Могли ли чуваши быть и хазарами, и буртасами, и болгарами? Мы можем ответить на последний вопрос почти утвердительно и вот почему. Предки чуваш в составе болгарских племен с V века 15 жили на Северном Кавказе по соседству с хазарами. Язык их и многие обычаи имели много общего, в VII веке предки чуваш хазарами и аварами были оттеснены к северу, в Среднее Поволжье и в Прикамье и в VIII веке входили в состав Хазарского каганата. В этот период иноземцы могли не различать болгар и хазар и предков чуваш могли называть хазарами. С другой стороны, западные соседи волжских болгар (мордва, мещера, черемиса) могли не различать болгар-чуваш и буртасов, так как последние оказались в близком соседстве с чувашами и, живя с ними совместно, позаимствовали от них язык и обычаи и потеряли свои племенные черты – превратились в чуваш. [C. 15-16]