Книга
Валуева-Мунт, А. П. По Великой русской реке : очерки и картины Поволжья / [соч.] А. П. Валуевой (Мунт); рисунки скомпонованы Т. И. Никитиным, [1912]. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Чуваши. - С. 98-108
Чуваши-язычники и чуваши-христиане
Обрусение чувашей
Наружность. - Одежда. - Язык. - Занятия. - Народные празднества. - Михалка - предсказатель погоды
Миновав Козьмодемьянск, мы вскоре подошли к следующему небольшому приволжскому городку Чебоксары, живописно раскинувшемуся на правом берегу. Подъезжая к Чебоксарам, путешественники обыкновенно интересуются «падающею башнею»; такое название носила долгое время покосившаяся высокая колокольня одной из многочисленных чебоксарских церквей. Но в настоящее время город утратил эту достопримечательность: колокольня перестроена, так как грозила рухнуть. Существует в Чебоксарах еще другая подобная колокольня, но наклон её слишком незначителен, и она вряд ли может заменить прежнюю достопримечательность.#

Чебоксары слывут под названием «чувашской столицы». На пристани, базарах, улицах, словом – всюду встречаются тут серые кафтаны и черные онучи чувашей и своеобразные хошпу (головной убор) чувашенок. Живут они в деревнях, в город же приезжают, главным образом, для сбыта яиц, так как куроводство является тут одним из видных местных промыслов. Миллионы яиц идут из этих местностей в Петербург и за границу, главным образом, в Англию. [С. 95]#

Чуваши слывут не только скупцами и скопидомами; за ними упрочилась и слава усердных, трудолюбивых работников и отличных земледельцев. Поля свои, они прекрасно обрабатывают и тщательно их удобряют; поэтому и хлеб у них родится лучше, чем у их соседей – русских и татар. Убирают и обмолачивают они его также раньше других. Чувашское жилье можно легко отличить с первого взгляда – стоит только посмотреть на гумно: если в конце ноября или в декабре там не видать ни одной хлебной копны, и только на верхушках овина лежит необмолоченный сноп, то можно смело заключит, что это селение чувашское, а не татарское и не русское. Необмолоченный сноп приносится в жертву птицам и небесным и, вместе с тем, служит знаком, что хозяин гумна окончил, наконец, тяжелые полевые работы. [С. 100]