Книга
Михайлов, С. М. Предания чуваш / С. М. Михайлов, 1852. - 8 с. - Текст : электронный.
Ссылки:


Аннотация: Этнографические статьи о чувашах.
Чуваши вообще представляют пример скромности, покрываемой большим невежеством и замечательны неопрятностью жизни. О собственном же значении, то есть кто они, откуда и кто их предки, нечего и расспрашивать, потому что многие из них не имеют даже о себе и ложного понятия; но благоразумнейшие, хотя и сбивчиво, знают о происхождении своем от праотцов, мужчины и женщины, о всеобщем потопе с примесью ложных повестей, о смешении языков, коих насчитывают во всем мире до 77, и в числе сих 77 почитают главными 6 – татарский, чувашский, черемисский, мордовский, калмыцкий и русский, прочие же языки считают или отдаленными, или не стоящими внимания. Из ближайших к ним событий твердо знают о крещении дедов их и построении приходских церквей, запрещении курить кумышку, пугачевском бунте, от коего они почти всегда считают лета своих отцов или родственников, смотря потому, в те ли годы они родились, когда происходил сей бунт, или после сих лет и во сколько именно времени.#

Большая часть их не знают родословия своего далее деда и прадеда; но некоторые продолжают высчитывать своих предков за целые 200 лет или даже далее, и большею частию доходят до родоначальников их деревень, по коим сии названы, так как по дедам, или прадедам их, или по каким-либо особенным событиям названы многие околотки. В последнем случае я здесь приведу один пример: в Козьмодемьянском уезде есть чувашская деревня Татаркасы. На спрос, почему деревня эта называется Татаркасы? отвечают Чуваши, что основатель оной был хромой Татарин, пришедший от Казани после взятия её Русским Царем. Поселился он здесь в лесу на избранном им месте, на котором наконец поселились и они, Чуваши (Не был ли этот калека из числа тех раненых Татар, которые спаслись бегством при взятии Казани? Карам. VIII Т. стран. 177.), почему и называется деревня их Татаркасы (касы значит околоток). [C. 1-2]#

По преданиям известно Чувашам, что они были у Татар в подданстве и жили почти в непроходимых лесах, выбирая себе по произволу для жительства или готовые чащобы, или сами расчищая для себя вновь понравившиеся им в лесу места. Единственное вооружение их состояло в стрелах, которыми они убивали мелких зверей и своих неприятелей, а дичь ловили петлями; имели довольно пчел, по жительству в лесных местах: мед был у них в изобилии, так что, во время охоты, заходя к кому-либо в дом, в небытность домохозяина, смело наедались его меду, и в знак благодарности, втыкали в медовые кадки свои стрелы, по древнему будто бы их обыкновению. У жителей лесных хлебопашество было в незначительном виде; не было у них и гумн, а молотили хлеб в поле, как ни попало, который отправляли на продажу не на телегах как ныне, а навьючив мешки на лошадей, как степные жители; о телегах же и понятия будто бы не имели. Зимою жили они в избах, а летом выходили они в лачуги (по-чувашски лась), каковую жизнь и до ныне они ведут. [C. 1-3]#

На вопрос, откуда они, Чуваши пришли в теперешнее их жительство, многие не умеют отвечать, а хитрейшие выставляют предание их предков, что они пришли из-за Черного моря и из-за дальних гор; но как, когда и по какому случаю было сие их переселение, они, по неимению у них письменности, ничего сказать не могут. Древним своим предком они считают какого-то Чуваша, и себя по нему называют Чуваш, также как, при спросе кого-либо из них, какой он деревни, он прямо называет родоначальника своей деревни или околотка, а большею частию прежде говорит, что он потомок такого-то родоначальника… [C. 4]