Книга
Паллас, Петр Симон (1741-1811). П. С. Палласа, Доктора Медицины, Профессора Натуральной истории и члена Российской Императорской Академии Наук, и Санктпетербургскаго Вольнаго Экономическаго общества, также Римской Императорской Академии испытателей естества и Королевского Аглинскаго ученого собрания Путешествие по разным провинциям Российской Империи. Часть 1 : [В 1768 и 1769 годах], 1773 года. - 786 с. - Текст : электронный.
Ссылки:
Во всей стране Черемшана находятся изрядные черноземные пашни; так же в ней довольно березнику на дрова, и вообще она населена хорошо. Большую часть здешних жителей составляют Татары, Мордвинцы, а наипаче Чувашане, кои здесь живут гораздо многолюднее, нежели на правом береге Волги, и по большой части обращены в Христианскую веру. Но после при реке Соке, и местами вдоль по Волге, нашел я несколько деревень, в коих жители еще держатся старой своей веры и обрядов. Что я мог о том выспросить, то при сем случае расскажу по порядку, и начну сперва описывать обыкновенное одеяние Чувашского женского пола. Как сей народ принял в свой язык много слов от Татар, так и женская одежда во многих вещах сходствует с Татарскою. Одеяние у них так же, как у Мордвинок, из толстого холста, вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью, и сделано малым чем отменно. Они так же, как Мордвинки, украшают себя большими пряжками и нагрудниками, да и висящими от пояса на стороне пестро вышитыми лоскутьями с бахромой, что у них САР называется. Но Чувашская женская кичка [хушпу], без которой он и дома никогда не кажутся, так как у Татарок, часто унизана старинными серебреными копейками, или оловянными блесками и бисером в несколько рядов, и подвязывается широким ремнем под подбородком, а сзади пришита к ней длинная лопасть… [C. 135-136]#

Черты лица у Чувашей показывают великое смешение с Татарскою кровью. Между ими не видно светло-русых и рыжих, но все так, как Татары, черноволосые. Женский пол по большой части лицом нарочито пригож, и гораздо опрятнее Мордовского женского пола. То же можно сказать и об их жилищах, которые с Татарскими много сходствуют. Деревни их обыкновенно состоят из рассеянных домов с малыми клетями без огороженных дворов, и построены на высоких местах. По старинному обыкновению сделаны двери на восток с навесом, или с сенями, в коих летом спят. В их избах так, как и в Татарских, лавки широкие, печь складена у дверей по правую руку: и хотя не все, однако есть с трубами. Чувашане, так же как Татара, обыкновенно имеют хорошие перины, и только самые скудные спят на тюфяках, которые они как для сего, так и на другое домашнее употребление делают из травы ситника. [C. 137-138]