Книга
Указатель книг, брошюр, журнальных и газетных статей и заметок на русском языке о чувашах, в связи с другими инородцами Среднего Поволжья, с 1756 по 1906 год : [приложение к XXIII тому "Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии] / сост. А. Иванов, 1907. - Текст : электронный.
Ссылки:
Русская литература о чувашах небогата. Она начинается с половины восемнадцатого столетия. Раньше этого времени мы не знаем ни одного исследования о чувашах. Да самое название «чуваш» в русских летописях появилось только в половине XVI столетия. До сего же времени о чувашах не говорит ни один из древних русских историков, и народ этот в то время, как бы совершенно, не существовал. Первый раз название «чуваш» в летописях встречается при завоевании Казанского царства. У одного русского историка XVI столетия - князя А. Курбского, бывшего в Казанском царстве, встречается такое название: «горная черемиса, а по их чуваша зовомая, язык особливый». [C. 3]#

О чувашах упоминает Казанский митрополит Гермоген (1589 - 1606) в своем донесении царю Феодору Иоанновичу о состоянии новопросвещенной Казанской паствы. Он пишет: «в Казани и в Казанском и Свияжском уездах живут новокрещены с татары и с чувашею и с черемисою и с вотяки вместе, и едят, и пьют с ними с одного и к церквам Божиим не приходят, и крестов на себе не носят, и в домах своих Божиих образов и крестов не держат, и попов в домы свои не призывают, и отцев духовных не имеют, и к роженицам попов не зовут»... [C. 4]#

В XIX столетии чувашами начали интересоваться с 40-х годов, когда в печати появилось в 1340 г. сочинение г-жи Александры Фукс «Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии». Об этом сочинении в современной периодической печати было напечатано несколько отзывов. Вторая половина XIX столетия дала много весьма ценных исследований о чувашах. В это же время появились в печати о чувашах статьи самих чуваш. К ценным произведениям о чувашах этого периода можно отнести труды Сбоева, Золотницкато, Магницкаго, Ашмарина, Износкова и Ильминскаго. В многочисленных трудах последнего мы находим весьма много данных для изучения истории христианского просвещения и образования чуваш и других инородцев Поволжья. В настоящее время ни один исследователь истории христианского просвещения и образования инородцев Казанского края не может обойтись без трудов Н.И. Ильминского. Мы это видим на деле. Все позднейшие произведения этого рода основаны на трудах Н.И. Ильминского. [C. 5]