Книга
Кеппен, П. И. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России / составлена под руководством Петра Кеппена, [ при участии Б. П. Ламбина], 1861. - VI, [2], 510 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Чуваши. - С. 502-507
1649 г. Января 26. «А которые Татаровя, и Мордва, и Чуваша, и Черемиса, и Вотяки крестилися в православную Христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отымать и Татарам не отдавать». [С. 145]#

1735 г. Февраля 26. Сенатским указом предписывалось: «Учредить школы в Казанской губернии для обучения некрещеных и новокрещенных детей Вотяков, Мордвы, Чуваш, употребляя на содержание школ (в Казани, Елабуге, Цивильске, Царевококшайске, по 30 человек в каждой), деньги, собираемые в той губернии с венечных памятей. [С. 146]#

1739 г. Августа 20. Именным указом Генер. Лейт. Кн. Урусову повелено, за верность Мещеряков, утвердить за ними навсегда земли, отданные им после бунтовавшихся Башкирцев, и впредь Мещеряков, Татар и Чуваш селить особыми деревнями порознь, и пр. [С. 369]#

1551 г. По основании Русскими Свияжска, вся Горная сторона, Чуваши, Мордва, Черемисы, послали своих знатных людей в Москву, дали клятву в верности к России, получили от Царя жалованную грамоту с золотою печатью и были освобождены на три года от ясаков, или дани. [С. 381]#

1682 г. Октября 20. Именным указом ст. Боярским приговором, воспрещено было отдавать Русским помещикам оброчные ясачные земли Мордовская, Черемисская и Чувашская и покидная (оставленная) Татарская. [С. 386]#

Карамзин, согласно мнению других, причислял Чуваш к народам Финского племени, говоря, что они, живя долго между Татарами, заимствовали от них множество слов, но что язык их в основании Финский. Однако новейшие исследования, обнаружив в Чувашском языке ближайшее сходство с Татарским, заставляют предполагать в Чувашах народ Тюркского происхождения, и В. Сбоев производит их от Буртас, народа, жившего в X веке на берегах Волги. [С. 502]#

1552 г. Горные Черемисы и Чуваши служили в Русском войске во время покорения Казани и вместе с казаками составляли особый полк. [С. 503]#

1733 г. Историограф Гер. Миллер собирал о Черемисах, Чувашах и Вотяках сведения, которые им изданы на Немецком языке в 1759 году. Русский перевод напечатан в 1791 г. в 8-ку, под заглавием: «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко-то: Черемис, Чуваш и Вотяков». [С. 506]#

1743 г. Чуваши обращены в Христианство. [С. 506]#

1749 г. Июня 14. Из Сенатского указа видно, что в Свияжском уезде, около 1742—1746 г., совращены и обрезаны были по Магометанскому закону 33 новокрещенных Чуваш, 260 некрещенных и 26 Чувашек за Татарами Магометанами, Почему велено: новокрещенных увещевать в Христианстве, некрещенных, буде не захотят креститься, оставить с наказанием в Чувашской вере, а отнюдь не в Магометанской; у Татар отнять жен Чувашек, оставив детей у отцов их – Татар. [С. 507]