Статья
Максимов, С. В. Чуваши / С. Максимов // Дремучие леса, или Рассказ о диких народах, населяющих русские леса / Сергей Васильевич Максимов. - Санкт-Петербург : Товарищество "Общественная польза", 1866. - С. 55-60. - Текст : электронный.
Распознают чувашек по их тяжелой, неуклюжей походке, которая у чувашек смахивает на утиную, в перевалку с боку на бок. Все они среднего роста, со смуглыми лицами и с немного выдавшимися скулами. Черные глаза глядят из узко-прорезанных ресниц и из-под узенького лба. Волоса у них черные, либо черноватые. Но главное отличие чувашей от всех соседей черемис, татар, мордвы и русских состоит в том, что чуваши смышленые, усердные и отличные земледельцы. Сами русские крестьяне не только сознаются в этом, но даже верят, что чуваши могут предсказать с осени, каков будет урожай летом. Так или иначе, но чуваши земледелию учились не у русских, и не ими усажены на место. Когда зазнали их русские, вскоре после нашествия на Русь монголов (которые вытеснили чувашей с реки Волги и степей самарских), чуваши жили оседло и занимались земледелием; особенно любили разводить хмель. И теперь чувашское поле всегда можно отличить от русского: нет на загонах каменьев (все они свалены в овраг), нет в оврагах навоза (весь он лежит на полях). Если проделаны на межах канавки для стока воды, значит, заботливый хозяин обряжал поле, значит – поле чувашское. Когда русские крестьяне ежегодно делят между собою поля и в надежде на повое, не берегут о доставшемся, чуваш от ревизии до ревизии сидит на одном месте, не только свозит на свою полосу назем из всех хлевов, но еще покупает сверх того таковой же у русских крестьян. В конце концов выходит то, что у чуваш хлеба родится больше и хлеб этот лучше, чем у русских – так это и известно во всех тех местах, где живут чуваши и где все ещё они продолжают обставляться хмельниками. А живут они разбросанно и в большом многолюдстве всего больше (до 300-т тысяч) по казанской губернии, потом (до 100-та тысяч) по симбирской; свыше 57 тысяч живут в оренбургской и почти столько же в саратовской. До нашествия татар они жили в куче, все вместе, по правому берегу Волги, вдоль по её среднему течению. На тучных землях подлесья они выучились и так хорошо приготовлять пашни, и так усердно и внимательно за ними ухаживать. В то время, когда у татар и у русских года по три - по четыре лежит хлеб на гумнах - в копнах, немолоченным, ни один чувашин без того не снимет хлеба, чтобы тотчас же не приготовить его. К половине сентября хлеб у них свезен на гумна; после Покрова спешат его сушить и молотить, пользуясь и безоблачным днем, и светлою ночью. К Веденьеву дню (в исход ноября) хлеб обмолочен и убран в амбары даже у самых ленивых и маломощных. Стоят овины пустые, обставленные для безопасности от пожаров с той стороны, откуда дует ветер, широкими лубьями и торчит наверху только один сноп из всех не молоченный, не в насмешку соседям русским, а ради старого обычая – жертвы небесным птицам. Окончив тяжелые работы, когда по двое, по трое суток кряду случается не смыкать глаз, – чуваши начинают чукленья свои или моленья о хлебе. Поочерёдно ходят по избам один к другому пить из нового солода и молодого хмеля домашнее пиво и покупное вино; из новой муки пекут хлебы, из новой крупы варят кашу; каждый берет по кусочку хлеба: половину съедает, другую бросает на печь; тоже и с пивом, и с кашей. Затем начинается пир, на котором, по русской примете – хоть сто человек: все говорят вместе, и который – по русскому обычаю – совершается почти также: пьют и едят, и опять пьют, и опять едят до тех пор, пока хмель и дрема не свалит под стол. На праздниках чуваши отличаются от русских только тем, что, по окончании обедни, сами обходят духовных, не дожидаясь их с крестом и водой, как это делают русские. Пляшут чуваши и под пузырь-волынку, не нуждаясь ни в балалайке, ни в гармонике. [C. 55-58]#

По-нынешнему, чуваши распознали, что дос из русских братается не ради священных прав дружбы, но из видов корысти; подарком плисовой шапки, либо двухрублевого армяка надеется приобрести один - два улья пчел и притом лучших, или корову, или лошадь в ответ на подарок, Чуваши понимают теперь, что окружной начальник не самое высшее существо под луною, что есть и старше и больше его, у которых можно просить суда и защиты. Чуваши начинают отдавать ребятишек в школы: и число грамотных между ними стало довольно значительно. Ребята, принимаясь за азбуку неохотно, скорее русских привыкают к ней: в год выучиваются бегло читать и свободно говорить по-русски. И теперь, чем чуваш богаче, тем они ближе к русским и старается во всем походить на них. [C. 59]