Книга
Чувашское население России. Консолидация. Диаспоризация. Интеграция [Текст : электронный ресурс] : в 2 томах / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Центр по изучению межнац. отношений ; авт.-сост. П. М. Алексеев ; отв. ред. М. Н. Губогло. Т. 1 : Республика и диаспора, 2000. - 399 с. - Текст : электронный.

Содержание:
Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики от 24 октября 1990 года. -С. 89
О языках в Чувашской Республике / закон Чувашской Республики от 27 октября 1990 года. - С. 91-98
Об образовании : закон Чувашской Республики от 28 января 1993 года. - С. 98-101
Республиканские общественные организации чувашского народа. Документы. - С. 237-371

Аннотация: В предлагаемой книге впервые в отечественной этнологии на документальном уровне затронута проблема этнонолитического развития чувашского населения, проживающего за пределами Чувашской Республики. Значительное место в ней уделено политике Чувашской Республики, осуществляемой государственными органами, идеологии и технологиям, взятым на вооружение общественными объединениями республики, а также аналитическим интерпретациям современного состояния чувашского народа в республике и за ее пределами. В первом выпуске двухтомного издания, посвященного проблемам чувашской диаспоры, отраженным в официальных и неправительственных документах, сделана попытка представить общие социально-политические и этнокультурные корни, дающие энергию как пронессам этни- ческой мобилизации, так и явлениям диаспоризации.
В чувашеведении термин "диаспора" увидел свет впервые в 1988 г., но не сразу вошел в обиход, так как, видимо, поначалу он был просто не привычен. Чаще потреблялись громоздкие и неудобные словосочетания типа "компактные группы чувашей, живущие за пределами республики". Одновременно не только в публичных выступлениях, но нередко и в прессе использовалось совершенно неприемлемое выражение "запредельные чуваши". Ясно, что эти поиски отражали желание исследователей дать наиболее емкое определение расселенной вне республики части чувашского народа. [С. 19]#

В организационном плане современная чувашская диаспора представлена территориальными (республиканскими, областными и городскими) национально-культурными или общественно-культурными центрами (обществами, ассоциациями). Возникновение и организационное укрепление их приходится в основном на начало 1990-х годов. Национальный культурный центр (НКЦ) – это социальный институт, представляющий собой один из механизмов культурно-национальной автономии и новый тип культурно-досуговой организации, ставящей перед собой задачу культурной консолидации определенного этноса, возрождения, развития, популяризации национальной духовной культуры во всех ее проявлениях. Всего же в России насчитывается 20 официально зарегистрированных региональных (т.е. республиканских, краевых, областных) чувашских НКЦ, кроме того имеются городские ЧНКЦ – в Уфе, Нижнекамске (Татарстан), Тольятти (Самарская обл.), Стерлитамаке (Башкортостан) и др. Чувашские центры функционируют также и в странах ближнего зарубежья – Эстонии, Латвии, Казахстане и Молдове. В Тюменской области интересы местной чувашской диаспоры пред ставляет помимо Ассоциации "Таван", финансируемый из бюдже та, Центр чувашской национальной культуры. Следует отметить, что в настоящее время достаточно многогранно и активно функционируют ЧНКЦ в Башкортостане, Самарской, Тюменской и Ульяновской областях, Татарстане. [С. 22-23]