Книга
Магницкий, В. К. Этнографическо-статистические данные о браках чуваш Казанской губернии / В. К. Магницкий, 1892. - 14 с. - Текст : электронный.
Ссылки:
Известная казанская писательница и путешественница по чувашам и черемисам А.А. Фукс в своих «Записках о чувашах» сообщает: «У чувашей есть обыкновение брать жен и отдавать дочерей замуж непременно (?) в другие деревни. Отдавать дочерей, или женить сыновей в своих деревнях у них считается грехом, потому что все могут подумать, будто-бы они любили друг друга до свадьбы. Да и грешно – отозвался на её расспросы один из стариков, – очень грешно жениться на той девке, которую каждый день видишь: счастья не будет» [С. 1-2]#

Из этих данных видно, что уверение г-жи Фукс и С.М. Михайлова, будто у чувашей считается грехом брать невест из своей деревни, несправедливо. Сколько мне известно, грехом у чувашей считалось брать невест не из своей деревни, а из той, из которой вышла в замужество мать жениха, потому что через этот брак жители деревни матери жениха породнились с жителями деревни отца жениха. Это препятствие к браку в позднейшее время, под влиянием православного духовенства, почти забылось чувашами, но иногда и теперь оно выставляется помехой к браку. [С. 9]#

…браки у чувашей заключаются далеко не исключительно летом, но в значительном числе и зимой, в Январе и Феврале месяцах. Русские об июньских браках чуваш отзываются неодобрительно. Есть тому и разумные основания. Так известно, что в июле начинаются полевые работы: сенокос и жнитво, в которых женский пол у чувашей участвует наравне с мужчинами. И вот нередко случается, что новобрачная отправляется на сенокос на другой же день после брака. Очевидно, предосудительного в этом нет ничего, но беда в том, что молодушка, по чувашскому этикету, на сенокосе должна быть во всем праздничном наряде молодой женщины, при двух «шульгеме» на груди, в «хошпу» на голове, в изобилии унизанных серебряной монетой, и тяжелых металлических серьгах на ушах, а между тем одна «шульгеме» у богатых составляет тяжесть весом фунтов до 12-ти. Не говоря о непривычке держать себя в необычном костюме, «шульгеме», болтаясь на груди из стороны в сторону при каждом взмахе косой, до крайности затрудняют косьбу. В тоже время работать молодушке необходимо с напряжением всех своих сил, потому что на нее устремлены взоры всех косцов, высматривающих и оценивающих, – насколько молодушка способна в работе и усердна в ней. И работают молодушки на сенокосе до того под час усердно, что иногда падают мертвыми. [С. 12-13]