Могила лейтенанта-инструктора 20-го запасного авиационного полка Ермакова Михаила Александровича
Месторасположение (адрес): Цивильский район, поселок Конар, сельское кладбище №4

Типологическая принадлежность: воинское захоронение.
Дата установки: 1969 г.
Текст надписи: Лейтенант Ермаков Михаил Александрович 05.11.1917 - 11.02.1944 уроженец д. Маркидоновка Куединского района Пермской области Летчик-инструктор 20-го запасного авиаполка Погиб при авиакатострофе в лесу Шумаш вблиз деревни Имбюрти Никто не забыт, ничто не забыто

Описание объекта и прилегающей территории: Одиночное захоронение летчика-нструктора Ермакова Михаила Александровича, погибшего во время перегона самолета из аэродрома Кольцово (из 9-го перегоночного авиаполка "Бостон А-20Ж"). На месте захоронения: железный обелиск с красной звездой, размер обелиска: длина – 2,5 м, ширина – 1,5 м, высота – 2,5 м. На обелиске фотография Ермакова Михаила Александровича с датой рождения и смерти, с указанием места рождения, звания, причине смерти и имеется надпись: "Никто не забыт, ничто не забыто". Вокруг цветы и деревья, железная ограда. Состояние захоронения хорошее.

Сведения о его возникновении, изменениях, перестройках, утратах, описании границ территории: Ермаков Михаил Александрович (05.11.1917-11.02.1944) погиб во время перегона самолета из аэродрома Кольцово (из 9-го перегоночного авиаполка "Бостон А-20Ж"). В первом километре севернее д. Имбюрти, 12 км восточнее г. Цивильска, в лесу Шумаш, 11 февраля 1944 г. потерпел катастрофу военный самолет Р-390-5 № 42-20481 американского производства "Аэрокобра". При тумане и видимости не более 500 м самолет врезался в лес, ударился правой плоскостью в дерево на большой скорости с последующим ударом в землю под углом 60 градусов. При ударе произошел взрыв баков, остатки самолета разнесены в направлении удара на 50 м. В остатках одежды летчика и в полетной сумке найдены документы: удостоверение личности, комсомольский билет, командировочное предписание, продовольственный аттестат, полетный лист, подписанный командиром 2 АЭ капитаном Ролиным, маршрутная карта, а также вымпел с письмом заготовленным для сбрасывания родным на станцию Куеда, 3 фотографии, разбитые карманные часы. Самолет эксплуатировался с 25.08.1943 г. и налетал 39 часов 50 мин. Останки летчика Ермакова М.А. были похоронены на кладбище д. Вторые Тойзи Цивильского района. В 1969 г. на могилу поставили памятник, тропа к могиле погибшего летчика не зарастает. Сельчане, школьники, администрация поселения ухаживают за могилой: подправляют, окрашивают памятник и ограду, очищают территорию могилы, возлагают памятные венки.

Примечание: Через 35 лет после аварии учащиеся Конарской средней школы под руководством учителей-историков Павлова Аверкия Николаевича и Павловой Лидии Михайловны изучили причины гибели самолёта и установили личность лётчика: девять истребителей марки "Аэрокобра" из 20-го запасного авиаполка, базировавшегося в Свердловске, вылетели из аэродрома и взяли курс на Иваново. Это было задание Государственного комитета обороны по доставке истребителей по ленд-лизу для нужд фронта. Один из самолётов так и не достиг цели.