Книга
Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете / Общество Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. Том XXII, выпуск 1, 1906. - 618 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Кунцевич, Г. З. Описание г. Казани (стен и и башен) : 1675 г. / с предисловием Г. З. Кунцевича. - С. 23-33
Никольский, Николай Васильевич. Этнографический очерк Милковича писателя конца 18 в. о чувашах / с предисловием Н. В. Никольского. - С. 34-67
Васильев, Ф. Т. Медные русские монеты 1701-1899 гг. / Ф. Т. Васильева. - С. 1-22
Этнографический очерк Мильковича о чувашах впервые появился в печати в «Северном архиве» за 1827 год и во многом изменен против оригинала. Издатели «Северного архива» мало церемонились и с чувашским текстом рукописи. Тем не менее, в 1881 году для этого очерка нашёлся новый издатель – В.К. Магницкий, придававший вместе с А. Сбоевым серьезное значение рукописи, как описанию, единственному по обстоятельности сообщаемых здесь сведений. Действительно, очерк Мильковича несравненно выше, чем описания предшествующих этнографов XVIII в., как-то: Миллера, Рычкова, Георги Палласа, Лепехина. Автор постарался изложить на бумаге все то, что читал в трудах предшественников и пополнить недостающее собственными наблюдениями. Так, со слов Татищева он утверждает, что чуваши «суть древние болгары», походя, очевидно, вполне удовлетворительным замечание Татищева «о болгарском народе, кой назывался чолматы, и живали вниз по Каме реке, изъявляя, что они р. Каму именуют Чолма, а татары Чолман идель». Христианство, по Мильковичу, принято чувашами в 1723 году. Может быть, здесь надо видеть заимствование у того же Татищева или Страленберга. Наблюдения Мильковича над чувашами в его положении были вполне возможны. Как уездному землемеру, ему приходилось иметь сношение с местными чувашами, но с какими именно, трудно сказать. В.К. Магницкий, перепечатывая статью Северного архива «О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора конца XVIII в.», высказывает предположение, что этот аноним – не кто иной, как священник Курмышского уезда, знавший лишь верховой говор чуваш. Действительно, все чувашские тексты очерка написаны на верховом наречии чувашского языка. [С. 35-36]#

Чуваши, как сами, так и от Россиян сим именем, называющиеся и прежде сего жилища свои имевшие вниз по р. Волге, – суть древние Болгары; они наполняли весь уезд Казанской и Симбирской, но при воспринятии крещения некоторые из них, не хотя вступить в Христианскую веру, перешел в луговую сторону реки Волги, в Башкиры и в другие места, там поселились, а иные переселились в разные места по нагорной стороне Волги, смешались с Мордвою, Татарами и Черемисами, однако ж, и ныне еще оных в Симбирском Наместничестве в языческом суеверии оставшихся, живущих особыми деревнями и общее восприявшими крещение действительно платящих подать, считается до 66157, из них крещеных 62894 души обоего пола. Они говорят от Сарматского, произошедшим и смешанным с татарским языком. Чуваши прежде, пребывая в идолопоклонстве, вели жизнь кочевую, но потом все возлюбили землепашество, и уже большая из них половина в нынешнем столетии крестилась и исповедует Христианскую веру. [С. 38]#

Чуваши народ отменно благодарный и против оказанных им благодеяний столько чувствительны, что не только против благодетелей своих изъявляют бесковарные знаки своего искреннего почитания и любви, но если б того их благодетеля и в живых более не было, а через долгое время после родственника его они увидят, то и ему всего, что чувствительность и не лицемерная благодарность требует, изъявляют. Государя своего не иначе почитают они, как владычествующее над ними и благотворящее им божество, в рассуждении чего для изъявления к сей обожаемой ими Высочайшей особе их истинного благоговения… [С. 40]#

«Город Чебоксары проименование свое получил, так как древние сих мест обитатели сказывают, отбывшей на оном месте в старинные времена Чувашской деревни Шобаксар, которая по построению города выведена и поселена в 12 верстах от оного, каковое наименование удержали они и поныне». Цивильск. «Так как первоначальные жители сих мест, известные под названием Чуваш, уверяют, что по словесному преданию от их предков им известно, в древности жил тут их Чувашский Князь, называемый Пулат, который, не пожелав быть под ведением города Чебоксар, уступить преимущество свое прочим князьям, ездить почасту в оный город и давать отчет, испросив позволение у царя Иоанна Васильевича, построил город, куда Его Величество повелел отправить воеводу и учредить там земское Правление. Напоследок князь Пулат, выведя жителей из деревни Сюрбеевой, поселил их от города в 12 верстах. А прочие деревни Сюрбеевы, которые построению города не мешали, оставил на своих местах и от них сей город на чувашском языке получил свое наименование Сюрбя хола, каковое удержал и поныне». Ядрин – в 1774 г. «Купец Засыпкин с 40 человеками, имея собственную мортиру, пушки и прочее огнестрельное оружие, сделал из города вылазку, разбил их (пугачевские) толпы, спас город от большого опустошения и разорения». [С. 61-62]