Статья
Милькович, К. С. О чувашах: Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия / К. С. Милькович, В. К. Магницкий // Ҫулталӑк кӗнеки. - Чебоксары, 1997. - С. 112-124. - Текст : непосредственный.
Ссылки:
Покойный адьюнкт-профессор казанского университета В.А. Сбоев об этом очерке сделал следующий отзыв в своей книге: «Исследования об инородцах казанской губернии», Казань 1856 г., стр. 91 и 92: Это есть лучшее произведение из всего, что доселе писалось о Чувашах. Правда многие обычаи, обряды и учреждения, в этой статье упоминаемые, теперь уже не существуют, - многие божества, о которых она рассказывает, теперь уже забыты и некрещеными Чувашами; но тем-то в особенности она и драгоценна, что сообщает нам обстоятельные сведения о древних обычаях, о древней религии этого народа. [C. 1]#

Чуваши говорят языком, происшедшим от Сарматского и смешанным с Татарским. Прежде, находившись в идолопоклонстве, они вели жизнь кочевую (примечание: далее сам автор говорит, что чуваши «издавна привыкли жить в деревушках» и что христианскую веру большая часть их приняла лишь в нынешнем (XVIII) столетии. Уверение автора, что чуваши в идолопоклонстве вели жизнь кочевую, очевидно, голословно); но теперь все занимаются земледелием и в нынешнем столетии большая их часть приняла Христианскую веру и крестилась.#

Этот народ, привыкши издавна жить не в городах, а в деревушках, и теперь старается заводить свои жилища в лесах, при хорошей воде, на местах сухих и ровных. Они селятся очень редко, чтобы иметь во все лето около своих хижин зеленеющиеся траву и деревья. Они никогда не рубят тех рощей, кои окружают их жилища и их водяные источники; а язычествующие Чуваши посвящают даже такие рощи богам своим. Они почитают за грех ловить соловьев, зябликов, скворцов и прочих птиц; тем из них, кои могут жить у них на дворах, они делают гнезда. Таковая, всегдашняя весною и летом у них зелень и беспрестанное пение птиц вознаграждают отчасти за прочие недостатки в их жилищах.#

Чуваши счисляют по порядку не годы, а месяцы (уихь=уйӑх). Год состоит из зимы и лета и начинается с нашего ноября, называемого ими Чук уихь (=Чук уйӑх), то есть, жертвенный месяц. В начале каждого года или этого первого месяца, от чего происходит и его название, они посвящают первый хлеб и первое пиво, сделанные из новосозревших зерен, двум главным, обожаемым ими, благотворным существам, Небесному Богу и Владычествующему над ними Государю (примечание: мы догадываемся, что автор включил Владычествующего (земнаго) Государя в число богов по недоразумению, ошибочно приняв эпитет: «Султя Патша» (вышний царь), приписываемый Чувашами Богу, за название земного Царя. См. в Букваре, на 67 стр. молитву: Царю небесный), – и лучшую часть из того приносят им в жертву, в знак благодарности за урожай хлеба. Это жертвоприношение и празднество называется ими чуклемя (чуклеме). Неделя у них начинается с пятницы (эрне конь=ерне кун), которая есть также и день их отдохновения. Среду они называют кровавым днем (ионь конь=йун кун). [C. 3-4]#

Чуваши, не зная письма, не имеют у себя и законов письменных. Но закон естественный, начертанный у каждого в сердце, заставляет их сожалеть о несчастном, давать помощь просящему и не желать того другому, чего себе не желают: почему они и почитают за грех всякую обиду.#

Они весьма добродушны и, не привыкши изъявлять свое усердие на словах, оказывают оное на самом деле: кто бы к ним ни заехал, если он оказывает собою вид постоянного и обходительного человека, всегда бывает ими принят с радушием и угощаем всем, что у них на тот раз случится. Всякого, приходящего к ним, они приветствуют, говоря: пернебурнась (п?рле пурнас) то есть, мы хотим всегда жить с тобою в сообществе.#

Чуваши весьма чувствительны и признательны к благодеяниям, им оказанным; ибо они оказывают нелицемерные знаки своей благодарности за то, не только одним благодетелям своим, но и родственникам их и даже через долгое время после смерти первых (примечание: о душевных качествах чуваш автор, как мы уже заметили, говорил ранее и скажет еще в конце очерка) [C. 5]