Книга
Рекеев, Алексей [Васильевич]. Из чувашских преданий и верований [Текст : электронный ресурс]. 2 : [Верования чуваш], 1896. - Текст : непосредственный.
Ссылки:
У чувашей вера есть и довольно крепкая, так что русские, окрестив чуваш, вот уже около двух-сот лет не могут уничтожить их природной веры. Про чувашскую веру есть несколько сочинений, например, Фукса, Сбоева, уездного землемера Мильковича, Золотницкого в др. Но они во многом разнятся между собою. В некоторых из них представлены чувашские верования, далеко даже не точны и поверхностны. Писавшие про чувашскую веру, встречая у чуваш много различных вещей, относящихся к религиозном обрядам, заключили, что чуваши многобожники, так как они во всех упомянутых вещах видят божество. Это совершенная неправда. Такое представление о чувашах есть плод только поверхностного знания чувашских понятий о вере. Подобно этому и татары-мухаммедяне называют русских многобожниками, не понимая христианского почитания святых, икон и проч. По понятиям чуваш, Бог только один. Его они называют «Турӑ» – Бог или Аслӑ Турӑ – Великий Бог. Этого «Турӑ» чуваши ни с какими своими киреметями или ырӑсем никогда не смешивают. Он у них есть Высочайшее Существо, от которого все зависит. [C. 1]#

У них действительно есть, кроме Единого Высочайшего Бога, еще другие как-бы второстепенные добрые: духовные существа, которых чуваши тоже называют богами; каковы: – шыв тупӑ Турӑ – Бог, сотворившие землю и воду, Тун çуратан турӑ – бог родящий душу и проч. Но мне думается, что тут чуваши сами только путают дело, – эти названия, вероятно, относятся к тому же Единому Богу. Если же и есть у нах такие, особые духи, то они вовсе не боги, а почитаются чувашами, как существа, подчиненные Богу, служителя Его, вроде святых. [C. 2]