Книга
Магницкий, В. К. Несколько данных о мишарях и селениях их в Казанской и Симбирской губерниях / В.К. Магницкий, 1896. - Текст : электронный.
Ссылки:
Бывший инспектор чувашских школ Казанского учебного округа Н.И. Золотницкий, имевший случай лично посетить некоторые из перечисленных селений для осмотра в них школ, нашел, что жители их не мещеряки, а, как он назвал их в ХII-м приложении к напечатанному им в 1875-м году «Корневому чувашско-русскому словарю» (стр. 223—227), «крещеные из татар чуваши. От татар и чуваш они отличаются тем, что говорят по-татарски, но костюмируются по-чувашски и, числясь крещеными, выполняют все языческие религиозные чувашские обряды. Пять деревень, населенных такими же «крещеными из татар чувашами», Н.И. Золотницкий кроме того обнаружил в смежности в Тетюшском уезде; они перечислены им подробно в указанном XII-м приложении. «Хотя и мещеряки – мишaри – говорит он в этом приложении, – говорят по-татарски, но употребляют особые звуки, вовсе несвойственные ни татарскому, ни чувашскому языкам, и вообще ни одному из тюркских наречий, выговаривая, например, татарский ч, чувашский с как ц) и т.д.; причем к местным народным названиям мещеряцких селений делается прибавка слова: мишaре (чего действительно нет, как и мы знаем, относительно деревень, указанных г. Риттихом со слов исправника). Со своей стороны Н.И. Золотницкий указал на следующие селения Цивильского и Буинского уездов, как мишарьская, которые мы приведем так же в алфавитном порядке, с указанием №№ по «Списку населенных мест». К сожалению, указываемые Н.И. Золотницким селения не разграничены по уездам; поэтому мы почислим в Буинский уезд лишь те селения, названий которых мы не встретили в «Списке населенных мест Казанской губернии». [C. 4-5]#

В конце 80-х годов и я имел случай не раз посетить некоторые селения «крещеных из татар чуваш» Тетюшского уезда, причем под впечатлением сообщений о мишарях, сделанных в Обществе Археологии, Истории и Этнографии членами-сотрудниками: В.А. Казариновым и профессором Е.А. Маловым (Известия 1885 г., т. IV), пытался собрать об них некоторые этнографические данные, но по незнании татарского языка ничего существенного не узнал, кроме того, что: 1. «татарско-чувашские» девушки свободно выходят замуж за местных чуваш; 2. язык мужей дается им не особенно легко; 3. селения крещеных из татар чуваш ни татары, ни чуваши мещеряцкими не называют и кроме тех данных, которые приведены в трех первых выносках... [C. 6]