Книга
Поппе, Н. Н. Чуваши и их соседи / Н. Н. Поппе, 1927. - Текст : электронный.
Ссылки:
…народ может в течение короткого сравнительно времени перейти от кочевой жизни к оседлой, от скотоводства к земледелию; он может в силу тех или иных обстоятельств быстро переменить свою религию, живым примером чего является большинство народов мира; наконец, смешавшись с другим народом, он может переменить свой антропологический тип, но, тем не менее, он продолжает говорить на своем, правда, несколько изменившемся в силу этих самых обстоятельств, языке.#

Все это как нельзя больше справедливо и в приложении к чувашскому народу и его соседям. Мы плохо знаем историю чувашского народа, и мы почти ничего не знали бы, если бы мы не имели в руках такого мощного орудия, как языкознание. Так, например, только средствами языкознания удалось выяснить, что чуваши являются потомками одного хорошо известного народа древности, а именно волжских булгар, и только средствами языкознания удалось установить, что чуваши с древнейших времен и до последнего времени оказывали сильное культурное влияние на своих соседей. [С. 3-4]#

Хотя этот рассказ только легенда, но. тем не менее. заслуживает серьезного внимания, ибо в нем мы находим упоминание одного народа, далеко не безразличного для нас, a именно народа белар, больше известного под названием булгар и являющегося предком чувашского народа.#

Не только это мимолетное упоминание предков чувашей – булгар свидетельствует о некогда имевших место сношениях булгар и венгров, но и нечто другое, имеющее в научном отношении гораздо большее значение, а именно достоверные исторические и лингвистические свидетельства a том, что предки нынешних чувашей и венгры некогда были близкими соседями… [С. 5-6]#

Ввиду того, что многие из этих чувашских фонетических особенностей является общими и для языка волжских булгар, дошедшего до нас в нескольких надгробных надписях XIV, удалось установить, что относящиеся сюда чувашские слова в венгерский язык заимствованы из языка предков чувашей – волжских булгар. [С. 7-8]#

Констатируя факт наличия в венгерском языке очень древнего пласта заимствований из древне-чувашского (или булгарского) языка, исследователи естественно должны были задать себе вопрос, каким образом эти заимствования могли попасть в венгерский язык. [С. 8]#

Мы уже видели выше, что венгры в известную историческую эпоху жили гораздо восточнее своих нынешних владений, а именно между Доном и Кубанью. Но где же были тогда предки чувашей? Ответ, как будто, ясен: они должны были находиться где-нибудь по соседству с той областью, т. е. гораздо южнее, чем нынешняя чувашская область. Эта догадка подтверждается историческими данными. [С. 8]#

По целому ряду исторических свидетельств предки чувашей – булгары в VI столетии нашей эры в значительной своей части жили еще на северном Кавказе. Так, греческий епископ Митилены – Захарий упоминает в своей истории церкви, написанной на сирийском языке около 518 года, среди племен, обитавших на север от Кавказа также и булгар. В географии Моисея Хоренского (VII ст.) области обитания булгар определенно помещаются на север от страны Зихов, т.е. на северо-запад от Кавказа; у Моисея Хоренского же перечисляются некоторые племена булгар. Кроме того, известно, что в V столетии булгары совершили нашествие на Фракию и Иллирию, в середине VI столетии они покорили готов на северном побережье Черного моря и т.д. [С. 8]#

Все это указывает на то, что в VI столетии булгары еще в значительной части находились близ Кубани, т.е. по соседству с жившими между Кубанью и Доном венграми. Здесь, в Кубанско-Донской области и имело место культурное общение этих двух народов, имевшее особенное значение для венгров, как менее культурного народа и поэтому подвергшегося сильному влиянию со стороны булгар. [С. 8-9]#

Если венгро-булгарские культурные сношения относятся ко временам почти легендарным, то влияние тех же булгар или их потомков – чувашей на другие народности относятся уже к исторической эпохе и локализуются в среднем Поволжье.#

Как организованное государство, царство волжских булгар становится известным в истории лишь с X столетия, когда в 921 году впервые прибыло к булгарскому царю Алмусу посольство от халифа Муктадира, в котором участвовал Ибн-Фодлан, давший подробное описание волжской Булгарии. Существовало же это царство, конечно, и раньше, будучи основано, однако, по всей вероятности, не раньше VII столетия, ибо готский историк Иорданис в своей, написанной около середины VI столетия, истории не упоминает булгар или чувашей, несмотря на то, что сообщает весьма подробные сведения о других народностях Поволжья, а именно Merens (меря), Mordens (мордва) и Sremniscans (черемисы), подпавших еще около 350 года власти готского правителя Эрманариха. Кроме Ибн-Фодлана о булгарах X столетия сообщают некоторые сведения еще другие мусульманские авторы, вследствие чего можно путем сопоставления всех источников составить себе довольно ясное представление о волжской Булгарии и культурном состоянии булгар. [С. 13-14]