Статья
Шестаков, П. Д. Кто были древние булгары? : заметка по поводу толкования Н. И. Золотницким значения слова булгар / П. Д. Шестаков // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. - Казань : Типография императорского университета, 1884. Т. III : 1880-1882. - С. 60-72. - Текст : электронный.
Ссылки:
Н.И. Золотницкий долго и с пользою трудился в деле образования инородцев и в качеств члена совета братства св. Гурхя, и в качестве инспектора чувашских школ Казанского Учебного Округа. Он любил чуваш, среди которых прошло его детство и с языком, которых он освоился еще в лета детства и юности. Этою любовию к чувашам объясняется, по моему убежденно, и старание Н.И. Золотницкого выдвинуть любимое им племя и сделать его преобладающим племенем древней Булгарии, или, как он сам выражался, «Булгарского союза»; Булгар и Чуваш он признавал «господствовавшими здесь (в Восточном край Европейской России) и значительными численностью туземцами». По духу своему Н.И. Золотницкий был миссионер, и вся его деятельность направлена была к тому, чтобы утвердить чуваш в вере Христовой. С этою целью он занялся переводом священного писания на чувашский язык. С этою целью он принялся и за составление чувашского словаря; но самая работа и указания филологов свели его, так сказать, с первого предначертанного им пути и его словарь вышел ученым трудом, словарем сравнительным, «корневым чувашско-русским словарем, сравненным, с языками и наречиями разных народов Тюркского, Финского и других племен». Этот труд его был оценен ученым миром и озолотил закат его скорбных дней почетною медалью, данною ему Русским Географическим Обществом. [С. 60-61]#

Вспомним, что, по свидетельству Арабских писателей, в то время, когда пришли в Булгарию посланники Магомета, Булгарским царем был Айдар-Хан из черемис. Не показывает ли это, что в большой или великой Булгарии на Волге жили Скифские, Чудские, Финно-Угорские племена, Унугары, Комиотиры (Зыряне, Пермяки, Вотяки, Вогулы, Черемисы). К этим племенам в давнее время примешалось Тюркское (Чуваши) и Славянское племя, оставшееся здесь, быть может, от первоначальная движения народов. Арабский писатель Иба-Фодлан, бывший в посольстве, посланном к новообращенным в мусульманство Волжским Булгарам в 922 году, называете Булгар городом Славян. По показанию Шемседдина Демешки, Булгары сами на вопрос, предложенный им в Багдаде: «из какого вы народа и что такое Булгар», отвечали: «народ смешанный из Тюрков и Славян». Следует вероятно с Финскими племенами в Булгарском царстве сливались Тюркские и Славянские, большинство последних быть может, удалилось с Аспарухом к Дунаю реке и основало Болгарское царство из владений Византийской империи. Чувашские слова, найденные в известии о преемниках Аспаруха, не могут служить доказательством, что пришельцы были Чуваши, а показывают только, что в среде Славян, пришедших с Аспарухом в области Византийской империи, были и Чуваши, на присутствие которых среди Волжских Булгар указывают и надписи на многих памятниках Булгарских городищ. [С. 70]#

Из всего вышесказанпаго можно вывести: 1) что Волжскую Булгарию населял в древности союз племен Славянских, Тюркских и Финно-угорских, что название страны Булгария происходить от имени реки Волга, по тюркскому произношения Булга и яр берег или ар человек; 3) что большая часть Славянского племени, входившего в состав древней Волжской Булгарии. вышла с Аспарухом и заняла часть Византийской Империи; 4) что среди этих выходцев Финнов и Тюрок было вероятно незначительное число, и потому на Дунае выходцы основали славянское царство, а на Волге перевес остался за тюркскими и финно-угорскими племенами.#

Представляя эту заметку, я почитаю долгом присовокупить, что я не выдаю своих выводов за непреложную истину, что высказанные мною заключения, может быть, не более как, смелые предположения, особенно те выводы, которые обоснованы на созвучии слов и имен народов. [С. 71]#

С принятием наших предположений понятны будут и финские находки и чувашская надписи на памятниках Булгарских городищ, понятно будет, почему выходцы из Волжской Булгарии основали на Дунай Славянское Болгарское царство.#

С Дунайским Булгарским царством, мне кажется, повторилась история Волжской Булгарии. Как Волжская Булгария в древности, даже у Арабских писателей, слыла Славонией, а река Волга прозывалась рекою Славонии, а потом заметен был и след Славянства в Великой Булгарии, и сначала Финское, а за тем Тюркское и Татарское племена утвердили господство на берегах Волги до тех пор, пока могущественное славянское племя не возвратило себе обладание своею родною славянскою рекою; так и в Дунайской Болгарии Славянское царство, некогда наводившее страх на Византийскую Империю, подпало под власть Турок, и лишь недавно освободилось из под ярма, благодаря дорогой, ручьями пролитой крови того же могучего славянского племени, которое освободило из-под татарского владычества славянскую реку Волгу [С. 71-72]