Статья
Харлампович, К. В. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733) : [о пребывании профессора Санкт-Петербургской академии наук Иоанна Георга Гмелина в Казани в 1733 г. в составе второй камчатской экспедиции и об инородцах казанского края] / К. В. Харлампович // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. - Казань, 1903. Т. 19. - вып. 5-6. - С. 251-276. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
[Чуваши]. - С. 272-274
Гмелин передает, что чебоксарский воевода, которого они спросили, обращают ли чуваш в христианство, ответил, что теперь именно об этом думают, так как во всех городах этой страны предположены школы для молодых чуваш, которые, утвердившись в них в христианстве, обратили бы затем к нему всю свою нацию. Но пока с распространением христианства среди чуваш не далеко ушли за недостатком пригодных миссионеров. Если крещены доселе многие чуваши, то в большинстве случаев ими не может хвалиться христианская религия, потому что они принимают ее или с целью избежать наложенная за что либо наказания, или чтобы воспользоваться льготами, предоставляемыми новокрещенным. [C. 262]#

Те школы, о которых говорил путешественникам чебоксарский воевода, действительно, должны были носить миссионерский характер. Проектированы они были в 1732 г. казанским архиепископом Иларионом. Неизвестно, в скольких и каких городах губернии первоначально предполагалось устроите их, но по проекту, представленному в 1733 г. архиепископом и казанским губернатором, число их свелось только к четырем: в Казани, Цивильске, Царевококшайске и в Елабуге. Хотя, казалось бы, что цивильская школа будет служить исключительно для чуваш, составители проекта предполагали обучать в каждой из школ по 10 чуваш, как по 10 же вотяков и мордвов. Но этот проект был осуществлен очень нескоро, да и то вместо Цивильска школа устроена была в Свияжске. [C. 262-263]#

Чуваши чтут одного бога – Тора. Но почитают святым и солнце, которому совершают моления. Есть у них и другие боги, которых они сравнивают со святыми христиан. Каждая деревня имеет своего собственного божка (идола, Götzen) и жительство его – в выше упомянутом священном месте. Деревня, откуда были родом два крещеных чуваша-солдата, имела бога с именем Бородон (ср. Миллер, 43). Были ученые и в самой деревне, но внутрь избы не попали; не узнали также они, с какой целью была принесена жертва. И вообще ученым пришлось узнать немного об обычаях, языке, нравах и образе жизни чуваш, так как конвойные солдаты, несмотря на крещение, чувствовали, по-видимому, большую склонность к сородичам и не были расположены выдавать их тайны. [С. 273]