Книга
Народы России : этнографические очерки : с 32 хромолитографиями / Издание редакции журнала "Природа и люди", 1880. - 648 с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Чуваши. -С. 134-145
В русских летописях впервые о чувашах упоминается по случаю построения у устья реки Суры города Васильсурска в 1524 году. Во время движения русского войска к этому месту оно имело бой, при чем побито было много чувашей. Более основательно говорится о них, по поводу основания города Свияжска в 1561 году, когда чувашей «привели к правде». До этого времени они находились в полнейшем порабощении татар, состоя в зависимости от татарских князей и мурз, что продолжалось вплоть до принятия ими крещения в 1743 году.#

Во время монголо-татарского владычества и основания затем казанского царства, при распространении ислама, чуваши очутились в полной зависимости победителей, сделались даже крепостными князей и мурз, в угоду коих приняли некоторые наружные обряды мухаммедан. С водворением русских, они причислены к христианству. Несмотря на все эти переходы, чуваши ныне сохранили в себе очень много первородного, своеобразного, что, разумеется, не могло бы быть, если б существовала более тесная связь с финским либо татарским племенем.#

Чуваши в преданиях сохранили мало; они толкуют смутно, и то самые разумные, об общем происхождении своем от мужчины и женщины, о всемирном потопе, о смешении языков, коих насчитывают до 77, но из них главных только 6: татарский, чувашский, черемисский, мордовский, калмыцкий и русский. Они говорят, что пришли из за черного моря и из за далеких гор. Своим предком, родоначальником, они считают чуваша. [С. 134-135]#

Чуваши в общей сложности народ зажиточный, представляя в этом случае резкую противоположность с татарами. Между ними почти нет нищих, по крайней мере их редко можно встретить в чувашской деревне, а исправный платеж податей доказываешь, как состоятельности, так и порядочность распределения их жизни между отдыхом и занятиями. Редкий из крестьян не имеет у себя в амбаре годового запаса хлеба, притом если не больше, то он уже считается беднейшим между односельцами, из коих многие хранят еще дедовский хлеб. Тем не менее, как бедный, так и богатый одеваются одинаково неприхотливо - в онучи и лапти, и единственным признаком степени их состоятельности служит большей или меньшей величины двор с разной постройкой и в особенности большое число амбаров, ульев и разной скотины.#

Не смотря на то, что чуваши живут разбросанно своими семьями и дворами, ведут жизнь аккуратную и неприхотливую, нельзя отвергать, чтобы они не любили общества, не ходили бы сами в гости и не принимали бы к себе. В свободное от занятий время, особенно по вечерам, они засиживаются друг у друга до поздней ночи и, выкуривая трубку за трубкой, сидят хозяин и его дос [гость], т.е. человек которому он дал обет неразрывной дружбы, либо хороший знакомый, родственник, рассказывая всё то, что недавно видели и слышали в город, на базаре, рассуждая об урожае и сбыте хлеба, и даже о торговле, кто ею занимается. Занимающиеся торговлею и более присмотревшиеся к лучшей жизни соблюдают опрятность и чистоту и потому не только их избы ничем не отличаются от опрятных и чистых русских изб, но и посуда, киот или божница, содержатся в щеголеватом вид. У таких крестьян можно найти и русскую баню. [С. 136-137]