Книга
Катанов, Н. Ф. Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках / Н. Ф. Катанов, 1920. - 15 с. - Текст : электронный.
Ссылки:


Аннотация: Чувашским словам на эпиграфических памятниках посвящена работа Н. Ф. Катанова, (1862–1922) – тюрколог, доктор филологических наук.
Из интересного доклада чувашина О.Г. Романова в заседания Казанского Общества Археологии, Истории и Этнографии, 29 ноября 1902 г., доклада, напечатанного в «Историческом Вестнике», за февраль 1903 г., стр. 512-526, мы узнали, что вплоть, до XX века по Рождеству Христово чуваши тяготели к мусульманам, часто даже сильнее, чем к русским, и переселялись даже в Турцию. Есть данные предполагать, что во 2-ой половине XVI века чуваши, купно с черемисами и татарами, вели сношения для борьбы против России с Крымским ханом. Когда же собственно чуваши Поволжья начали принимать ислам? Если примем во внимание, что ислам объявлен господствующей религией в России при хане Узбеке, царствовавшем с 1312 по 1340 год, т.е. в 1-ой половине XIV века, то не ошибёмся, если скажем, что монголы-мусульмане стали обращать в ислам инородцев Поволжья вообще, а чуваш, живших всегда бок-о-бок с татарами и черемисами в частности, с этого же времени, т.е. с XIV века. Подтверждают это и мусульманские надписи на могильных камнях, в разное время найденных в местностях, где прежде проживали чуваши, а отчасти и ныне обитают. Из ряда мусульманских эпитафий, на которые Россия в научных целях стала обращать свое внимание Западной Европы еще со времени Петра I, видно, что над покойниками, похороненными по обрядам ислама, клались камни, коих надписи выгравировывались не особенно изящно с художественной стороны, но с соблюдением зато этнографических особенностей: на надписях кроме собственных имен, встречающихся и поныне у чуваш, встречаются и нарицательные имена, присущие только чувашскому языку. Инородцы Поволжья нарекают своим младенцам имена языческие не по календарю или какому-либо именнику, принятому у того или иного племени, а по случайным явлениям или причинам. Было бы весьма полезно собрать из разных древних документов и расспросных сведений все языческие имена чуваш и других инородцев, чтобы знать, какие имена преобладают у тех и других; тогда легко было бы отнести к тому или иному племени и погребенного, имя которого значится на эпитафии. Покойный исследователь быта чуваш В.К. Магнитский начал было уже подобную работу по собиранию старинных чувашских имён, а покойный археолог-палеограф Г.Н. Ахмаров стал собирать имена у татар, но обоими сделано лишь начало большого дела, для довершения которого требуются усердные продолжатели. В настоящей заметке будут указаны, кроме нарицательных имён, относящихся только к чувашскому языку, и те печатные источники, в коих опубликованы чувашские эпиграфические памятники. [С. 3-4]#

Задачей для тюркологов остаётся выделить чувашский элемент в языках татарском и черемисском, чтобы определить влияние чуваш, доныне сохраняющееся. Если название столицы хазар «Ҫаркел» означает по-русски: «Белая-вежа», а по-чувашски произносится «Шурӑ-кил» («Белый-дом»), и если название города «Сарапул», по переводу с чувашского языка «Шурӑ-пыл», «Белый-мёд»), может быть сочтено тоже чувашским, то видим, как давно чуваши жили в Поволжье и Прикамье. «Казанский Летописец» ничего не говорит о чувашах, но это не значит, что чуваш в XVI веке, перед взятием Казани, еще не было, – чуваши у «Летописца» разумеются под именем горных черемис, т.е. горные черемисы и чуваши нагорной стороны Волги считались у него одним народом…#

…Для определения границ распределения чуваш по России в древнее время было бы весьма полезно заняться также собиранием хорографических названий чувашского корня, а также изучением древних актов, в которых бы говорилось о землях чуваш и их селениях. Во всяком случае представляется весьма правдоподобным мнение, что первыми на Волгу пришли угро-финны, за ними чуваши, а после чуваш уже явились сюда татары, и после татар русские. С помощью хорографических и археографических данных представится возможность точнее установить историю и прежнюю территорию расселения чуваш по Волге и её бассейну. [С. 12]