Книга
Мостовский, М. С. Этнографические очерки России : [учебное пособие] / сост. М. Мостовский, 1874. - IV, 152 с. с. - Текст : электронный.
Ссылки:

Содержание:
Славянская семья
Татарская семья
Чуваши. - С. 44-48
Молдаване
Евреи
Цыгане
Литовская семья
Финская семья
Народы Кавказа
Сибирские народы
Народы Туркестана

Аннотация: В учебном пособии наиболее верно и подробно описаны народы России. Обстоятельно изложены распространение народа и его численность, бытовые стороны жизни, права, обычаи и промыслы описываемого народа.
Общее число Чуваш в России простирается около 600 тысяч душ обоего пола. Живут они разбросанно по губерниям Казанской, Симбирской, Саратовской и Оренбургской. Самое же большее их число приходится на губернию Казанскую. О происхождении своем сами Чуваши (примечание: в той местности, где теперь рассеяны Чуваши, жили три народа: Болгары, Хазары и Буртасы) не имеют никакого понятия: их мало интересует к какой семье принадлежат они – к финской или татарской; точно также мало интересуют и исторические события. Их предания о прошедшем большею частью вздорны и бестолковы. Новейшие изыскания о происхождении Чуваш подтверждают, что они принадлежат к татарской семье. Хотя в языке их заметно влияние различных народов, но сходство грамматических форм языков чувашского и турецкого говорит в пользу последнего мнения. Монгольский тип у Чуваш не так рельефен, как у татар, но все же он дает особый склад их смуглому лицу. Все они среднего роста с выдавшимися скулами. Черные глаза глядят из под узенького покатого лба, покрытого черными или темными волосами; походка их тяжелая, неуклюжая. Вообще Чуваши некрасивы, особенно Чувашенки, слабосильны и притом крайне неопрятны. Одежда их почти такая же, как у русских, за исключением рубашки, вышитой разноцветной шерстью по подолу и вокруг шеи.#

Селения чувашские расположены обыкновенно по лесам, оврагам или котловинам, вдали от дорог и притом в таком беспорядке, что, кроме хозяев, никто не разберет, что кому принадлежишь; здесь нет ни улиц, ни переулков, и только разве привычный не блуждает по ним. Внутренность избы Чувашина и бедна по обстановке, и грязна. Вокруг стен, наподобие лавок, подосланы нары, которые у бедного Чувашина заменяют всякую другую мебель. Посередине, на черном как уголь полу, стоить печь, сделанная из глины. Необходимую принадлежность Чувашского дома составляет пивоварня, для которой во дворе огораживается отдельный уголок; уголок этот обнесен хмельником [C. 44-45]#

Главные занятия Чуваш земледелие, скотоводство и разведение кур. Чуваши – смышленые и усердные земледельцы: сами русские крестьяне не только сознаются в этом, но даже верят, что Чуваши могут предсказать с осени каков будет урожай. До нашествия Татар, они хорошо приготовляли пашни, усердно и внимательно ухаживали за ними. И теперь чувашское поле всегда можно отличить от русского: нет на загонах каменьев; все они свезены в овраг; на межах сделаны канавки для стока воды, чего не замечается на русских полях; и выходит то, что у Чуваш хлеба родится больше, и хлеб этот лучше, чем у русских. Окончив тяжелые полевые работы, Чуваши ходят друг к другу поочередно пить из нового солода и молодого хмеля домашнее пиво, попробовать нового хлеба и каши. Но из этого, однако ж, не следует, чтобы Чувашина любил собираться у домашнего очага; все внимание его обращено на базар. На базар он идет часто не по необходимости, а просто за новостями. Эта любовь к селам и городам зачастую вводит его в убытки.#

Нередко случается, что покупатель хлеба дает ему на месте хорошую цену; но не всякий Чувашин воспользуется этим; многие предпочтут ехать за 80 и более верст, и, хотя возьмут меньшую цену, за то побывают на торгу, наберутся новостей. Кроме хлеба Чувашин сбывает на базаре куриные яйца; они составляют для него важный предмет торговли. Независимо от базаров, миллионы яиц отправляются ежегодно в Петербург. [C. 45-46]