Книга
Никольский, Николай Васильевич. Собрание сочинений [Текст : электронный ресурс] : в 4 т. Т. 1 : Труды по этнографии и фольклору чувашского народа / [сост., коммент., примеч. Г.Б. Матвеева], 2004. - 526 с. - Текст : непосредственный.
Ссылки:

Содержание:
Матвеев, Г. Б. Н. В. Никольский - крупный исследователь истории и культуры народов Поволжья / Г. Б. Матвеев. - С. 8-28
Основные даты биографии Н. В. Никольского. - С. 29-31
Литература о Н. В. Никольском. - С. 31-32
Краткий конспект по этнографии чуваш. - С. 33-106
Краткий курс этнографии чуваш. - С. 106-310
Народная медицина у чуваш. - С. 311-354
Взгляд чуваш на воинскую повинность. - С. 355-367
Этнографические заметки о чуваш Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. - С. 368-382
Василий Константинович Магницкий. - С. 382-384
Творчество чуваш. - С. 385-398
Чуваши. - С. 398-403
В. К. Магницкий как этнограф. - С. 403-405
Этнография чуваш. - С. 406-409
Краткий обзор работ по этнографии чуваш. - С. 409-422
О пословицах чувашского народа. - С. 422-442
Ӗлӗкхи чӑваш халӑх юмахӗсем ҫинчен. - С. 442-449
Программы для сбора сведений по этнографии и фольклору, публикация. - С. 450-465
Вопросник по народному творечству. - С. 465-481
Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах. - С. 481-507

Аннотация: В первый том Собрания сочинений известного чувашского ученого включены труды по этнографии и фольклору чувашского народа, опубликованные в 1905—1960 гг., варианты программ для сбора фольклорно-этнографического материала, разработанные им, а также публикация "Этнографический очерк Мильковича, писателя конца ХУШ века, о чувашах".
Благодаря трудам Н.В. Никольского на новый, более высокий уровень поднялись такие дисциплины, как история, этнография, фольклористика, лексикография в Поволжье. Среди нерусских (представителей коренных народов) деятелей науки и просвещения Николай Васильевич был ведущим, равным которому в начале XX в. (включая 1920-е гг.) не было, в том числе и среди татар. Ученую степень доктора истории он получил в 1916 г. в Московском университете. Прежде всего, Н.В. Никольский известен как этнограф, этнолог, затем историк, статистик, социолог, экономист, фольклорист, лексикограф. Его труды, говоря словами известного российского ученого Н.Н. Поппе, «одинаково ценны и являются большим вкладом в научную литературу о Поволжье. Среди них много обширных трудов. И все они первоклассного качества».#

По уровню исторической образованности среди чувашских исследователей первой половины XX в., по общему признанию, Н.В. Никольский был первым. [С. 8]#

…крупный ученый-филолог, академик Н.Я. Марр писал: «Если Вы цените труды мои, то знайте, что своими трудами я в значительной степени обязан трудам проф. Н.В. Никольского». [С. 9]#

Работы Н.В. Никольского, отличающиеся обилием архивных и статистических сведений, обогатили российскую и советскую историческую и этнографическую науку. К чувашскому ученому обращались из национальных институтов с просьбой предоставить историко-этнографический материал, выявленный им в столичных архивах. [С. 13]#

…Н.В. Никольский дал определение понятию «этнография чувашей». Она «есть наука, изучающая развитие интеллектуальных и психических сил чуваш, развитие, которое под влиянием антропологических особенностей, географической среды, исторических и экономических условий своеобразно протекало у чуваш и нашло свое выражение в особенностях материального и психического уклада их жизни». [С. 15]#

Материал этнографии чуваш – это все, в чем выражается их творческая деятельность, чем они окружили себя в домашнем быту, в чем выразили свои понятия о правде и неправде, свои воззрения на мир, свое горе и свои радости. [С. 36]#

Чуваши – народ тюркского племени. Впервые с этим именем нация появляется в 16 в. (1524 г.) [точнее: 1508]. До этого времени нация существует под другим наименованием.#

Вопрос о древнем наименовании чуваш интересовал многих этнографов. В результате явилось три теории происхождения чуваш.#

Г-жа Фукс считается основательницей теории хазарского происхождения чуваш. Не встретив в летописи упоминания чуваш, она заключила, что они в древности существовали с именем хазар. Никаких данных в пользу своей теории г-жа Фукс не приводит. Не могли привести их и другие этнографы. Поэтому теория пала. На развалинах ее возникла буртаская, благодаря этнографу Сбоеву.#

Слово «буртасы», по Сбоеву, напоминает чувашское слово «пурӑнас». Как из «пурӑнас» могло получиться «буртасы», Сбоев не говорит, да и лингвистика отказывается от подобных превращений. Земледелие чуваш и древних буртас так же мало говорит о тожестве этих народностей, как например, торговля о тожестве евреев с татарами.#

Как неосновательная, эта теория отвергнута. Благодаря Н.И. Ильминскому, [В.В.] Радлову, [А.А.] Кунику и Н.И. Ашмарину появляется новая теория о болгарском происхождении чуваш. На болгарских памятниках многие слова отдаются чувашизмами. Болгарские числительные и чувашские числительные тожественны. Болгарские имена и чувашские – тоже. Названия рек, озер – тоже. Примеры: Шерпет [напиток у булгар] и Шерпет, упоминаемые в языческой молитве чуваш.#

Религиозные предания современных чуваш также говорят в пользу теории. Тура тала — Всевышний Бог у болгар и чуваш. Атам тура, пихампар и др.#

Внешние знаки религиозного почтения у чуваш и почтение к верховной власти.#

Если болгары и чуваши тожественны, то прошлая история чуваш такова. Первоначально они вместе с другими тюрками обитали в Азии. В IV в. часть их поселилась около Кубани, часть в нынешнем Крыму и по Дунаю.#

Теснимая аварами и другими народностями, часть чуваш направилась к с.-в. В Волжско-Камском бассейне основывается болгарское государство. Столицей служат Болгары. Вместо писаных законов управляется по обычному праву. [С. 40]