Книга
Салмин, А. К. Академические исследования этнической самобытности чувашского народа / А. К. Салмин, 2022. - 332 с. - Текст : электронный.
Ссылки:


Аннотация: Монография посвящена важнейшим событиям, происходившим в Российской академии наук в области изучения этнографии, истории и языка чувашского народа в XVIII–XX вв. Архивные источники и опубликованная литература исследуются в основном в плане выяснения этнической самобытности чувашского народа. Рассматриваются путевые заметки действительных членов АН Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина, написанные в Казанском крае, Академические экспедиции П. С. Палласа, И. И. Лепехина и И. Г. Георги. XIX в. представлен действительными членами РАН А. А. Куником и В. В. Радловым, а также членами-корреспондентами РАН Н. Я. Бичуриным и Н. И. Ильминским. Деятельность Н. Я. Марра, Н. И. Ашмарина и Н. Н. Поппе относится к XX в. Работа снабжена портретами исследователей. Предлагаемый труд является первой монографией по теме.
Самая первая работа по истории Российской академии наук появилась еще в первой половине XVIII в. [Палаты 1741]. В ней директор Канцелярии Санкт-Петербургской Императорской академии наук И.Д. Шумахер рассказал о президентах и членах АН, а также о студентах, сотрудниках, научных учреждениях, библиотеке и типографии. В этой же книге дается список предметов, привезенных Д.Г. Мессершмидтом из восьмилетней Сибирской экспедиции. Среди них оказались и образцы чувашской одежды. Список уточнялся каталогом, составленным Иваном Таубертом после пожара 1747 г. [СПбФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2247: 1–98 об.]. «Палаты…» и «Каталог» позволяют утверждать, что экспонаты Мессершмидта находились в Кунсткамере, в шкафах под № 9–14, в западной галерее второго этажа, где ныне размещены шкафы с библиотечными книгами (слева и справа от входа). На планах Императорской библиотеки и Кунсткамеры первой половины XVIII в. этот локус обозначали как «Cam. BB». Именно этот набор предметов и является первой этнографической коллекцией, повествующей о чувашах. Но все это относится к доакадемической истории науки в России. [С. 3]#

Несмотря на 300-летнюю историю этнографического изучения чувашей в учреждениях Российской академии наук, до сих пор не появилась монография, анализирующая вынесенную в заголовок книги тему. [С. 3]#

Основной материал о чувашах собирался в Средневолжском регионе. Под понятием «Среднее Поволжье» в данном случае имеется в виду крупный регион, охватывающий бассейны Среднего Поволжья и Камы, где в XVIII в. проживали марийцы, мордва, русские, татары, удмурты и чуваши. Традиционная культура всех этих народов имеет или прямое отношение к наследию Волжской Булгарии, или она испытала ее сильное влияние. Общность культуры сформировала много похожего и в одежде этих народов. Чем ближе исторически мы приближаемся ко времени существования Волжской Булгарии, тем больше общего в этнических культурах народов Среднего Поволжья. Поэтому самые ранние образцы в виде экспонатов, описаний и рисунков по этнографии народов Волго-Камья имеют архиважное значение. [С. 3-4]#

История изучения чувашей свидетельствует, что эпоха с начала XVIII до начала XX в. является «золотой» в аспекте накопления базы данных. Рукописи и литература XVIII в. о чувашах составляют, конечно, наиболее ценный свод источников. Этот период связан с именами великолепных путешественников, собирателей и исследователей. [С. 4]#

Г.Ф. Миллер называл основные этнонимы, имевшие и имеющие место в Среднем Поволжье. Например, он писал: «Чуваши руских называют вуресс, татар тотар. Себя самих чуваш» [СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 168: 26].#

Однако Г.Ф. Миллер и И.Г. Георги зафиксировали и не встречавшиеся в других источниках сведения по этнонимии. Так, согласно их утверждениям, соседи – мордва – предков чувашей звали ветке. И.Г. Георги по этому поводу заметил: «Чуваши, которые так называются ими самими и русскими, мордвинами называются Wiedke, а черемисами – Kurk Mari (горными людьми)» [Georgi 1776: 38]. Г.Ф. Миллер полагал, что чуваши – «это древние вятичи, которые часто упоминаются в русских летописях, ибо и сейчас можно услышать, что мордва называет их Wiedke, каковое название, однако, впоследствии было перенесено на вотяков и на заселенную ими реку Вятку» [Миллер 2009: 39]. Действительно, в мордовских народных песнях чувашская земля называется Веткень мастор. Мордва, проживающая в Чувашской республике (села Малые Кармалы и Атрать), также называет чувашей ветке [Мокшин 1978: 282]. Г.Ф. Миллер привел еще один вариант, согласно которому мордва называла чувашей ведене [Миллер 1791: 33]. Естественно, «многообразие используемых эндоэтнонимов свидетельствует о незаконченности процесса этнического становления» на то время [Атнагулов 2014: 104]. [С. 11]#

В Чебоксарах Гмелин и Миллер встречались с местным воеводой. Из расспроса выяснилось, что чуваши – многочисленный народ. Например, в окрестностях Чебоксар их насчитывалось около 18000 душ, в окрестностях Козьмодемьянска (Kusmademjansk) – более 10000, в окрестностях Сирилсгорода (Sirilsgorod), т. е. Цивильска – более 12000, в окрестностях Свияжска (Swyaschk) – более 60000 и в окрестностях Кокшайска (Kokschaisk) – более 400 [Gmelin 1751: 48]. Для сравнения: по данным I ревизии 1723 г., в Чебоксарском уезде чувашей насчитывалось 17551 душа мужского пола. Все они были ясачными, а к этому времени стали государственными крестьянами [Димитриев, Селиванова 2011: 33] [С. 21-22]#

Наиболее широко применяемым продуктом у чувашей в первой половине XVIII в. являлась крупа [Gmelin 1751: 45; Поле 89: 57; Автор: 81]. Путешественников угощали яйцом и молоком. И.Г. Гмелин также писал: «У нас было с собой холодное жаркое из Чебоксар, которое мы с удовольствием отведали» [Gmelin 1751: 56]. Должно быть, под этим блюдом имеется в виду шaрттан – рубец, начиненный мясом и зажаренный. Чуваши пользовались деревянными ложками и тарелками [Gmelin 1751: 48].#

Также профессор И.Г. Гмелин добавлял, что этот народ не употребляет водку. Причину он объяснял бережливостью. На самом деле, в эти годы еще не было такой традиции, обходились пивом. [С. 25]#

Недостаточное освещение раннего этапа христианизации чувашей является серьезным упущением в науке и делает тему актуальной. Православие как одно из направлений христианства у чувашей ассоциировалось с русским народом. Приобщение к русской культуре и миссионерская деятельность среди чувашей проводились под флагом православия. Середину XVIII в. можно считать началом повального крещения чувашей. Но вначале же крестное движение принимает формальный характер, наблюдается явная погоня за процентами. Так, чувашей Батыревской волости Буинского уезда крестили в реке Буле кучами. Однако прозелиты продолжали придерживаться своих старых традиций. Многие из них выбрасывали подаренные им кресты и уходили на новые земли. Например, из Симбирской и Казанской губерний – в Самарскую. Об этом до сих пор бытуют предания об образовании там деревень. Чуваши и другие народы Среднего Поволжья православными стали (а заодно ассимилировались с русскими) не сразу, а поэтапно. Этот процесс имеет историю. А она весьма сложная, с перипетиями. [С. 28-29]#

И.Г. Георги утверждал, что по состоянию на вторую половину XVIII в. чуваши «удержали» – т. е. сохранили – свое традиционное одеяние [Георги 1799: 35].#

В отличие от баб, писал Иоганн Готлиб, девки носят платье попроще. Пояс плотно прижимает их одеяние к телу. Этому способствуют и лопасти с бахромой на концах, прикрепленные на обоих боках к поясу. Эти лопасти путешественник назвал саррою (Sarr), т.е. сарa на современном литературном языке. Женская шапка – хушпу (Chuschpu) – вся унизана корольками и мелкими – наподобие чешуи расположенными – серебряными монетами. Под шапкой у них белая, вышитая по краям фата – сурпан (Surban). Волосы заплетают в две косы и опускают под одежду. А про известное богатое девичье украшение тевет он писал так: «Еще перевешивают они иногда через левое плечо, подобно жалованной ленте, ремень, который бывает шириною в ладонь и весь покрыт корольками, змеиными головками и подделанными червонцами» [Georgi 1776: 39].#

Если муж недоволен женой (что встречается совсем редко), то он разрывает ее покрывало (т.е. сурпан), что означает развод [Георги 1799а: 41].#

Мужскую одежду чувашей И.Г. Георги находит одинаковой с черемисской и русской [Георги 1799: 35–36] [С. 32-33]#

И.Г. Георги полагал, что чувашский язык принадлежит к финской семье, у чувашей нет грамматики и язык свой они смешали с татарским, однако сохранили прародительское наречие [Георги 1799: 35]. Видимо, уважаемый профессор не был знаком с «Сочинениями, принадлежащими к грамматике чувашского языка», изданными в 1769 г. Но все это выглядит немного странно, т.к. рукопись «Сочинения…» обсуждалась в Кунсткамере в мае 1769 г. [Салмин 2020а: 124–130] [С. 39]